Портал боевых искуств

  • .

Быстро Встать Из Позиции Сэйдза Довольно Труд&Shy;Но

^Быстро встать из позиции сэйдза довольно труд­но. Такое мнение сложилось еще среди самураев фе­одальной Японии. Поэтому позиция была модифи­цирована. Новая позиция называется татэхидза («поднятое колено»). Она похожа на сэйдза, но в но­вой позиции правая нога находится перед телом. Колено поднято. Из этой позиции значительно легче перенести вес на переднюю ногу, перейти в позицию «на одном колене» или встать.

Позиция татэхидза составляет основу для двух наборов приемов:

•     набор приемов сидя (татэхидза но бу);

•                 набор усложненных приемов, «секретные при­емы сидя» (окиай иваза но бу).

Чтобы сесть в позицию татэхидза из позиции стоя, поставьте левую ногу позади правой на 20 сан­тиметров. Согните ноги в коленях и опустите левое колено на пол, а ступню поставьте на подушечки пальцев. Правой рукой откиньте хакама влево, что­бы ткань не попала под ногу. Вытяните носок левой ноги и положите подъем на пол. Уберите хакама из- под правой ноги и сядьте на левую. Подтяните к себе правую ногу. Ее носок должен быть немного впереди левого колена. Положите правую руку на правое колено, а левую около бедра слева от себя, как показано на рисунках 1 и 2. Спину держите прямо, взгляд направьте в точку на расстоянии че­тырех метров перед вами.

Ученики обычно находят эту позицию довольно неудобной. В ней трудно сохранять равновесие, ле­вая нога начинает затекать и болеть. Но через не­сколько месяцев регулярных занятий эти неприят­ные ощущения проходят.

На рисунках 3 и 4 показаны позиции, завершаю­щие большинство приемов набора татэхидза но бу. Из стандартной позиции, когда одно колено подня­то, а другое на полу, правая нога обычно скользит назад, а затем вправо. Поэтому, поворачивая левую ногу и опираясь на колено, подводят левую ступню к правой. Чтобы встать, двигают правую ступню по диагонали вперед и влево, обратно в позицию на од­ном колене. Затем встают, сделав шаг вперед левой ногой.

ВЗГЛЯД, КОНЦЕНТРАЦИЯ, САМООБЛАДАНИЕ

Мэцукэ означает взгляд. Для Иайдо важно по­ложение глаз при выполнении приемов. Для ими­тации реального взаимодействия между фехтоваль­щиками взгляд фиксируется на точке, где должен был бы стоять противник при реальной битве на мечах. Поэтому сосредоточьте ваш взгляд в точке на расстоянии четырех метров впереди вас. Зафик­сируйте взгляд в начале приема, как на рисунке 1, и не опускайте его до момента резания. Выполняя режущий удар,, переведите глаза на точку в трех метрах перед вами, как на рисунке 2. Взгляд остает­ся на ближней точке до конца приема. После завер­шения приема взгляд снова направлен прямо впе­ред. Меч вложен в ножны и переведен в исходное положение.

ДЛЯ САМУРАЕВ

Полная концентрация при занятиях включает не­сколько элементов, один из которых — фиксация взгляда. Другие элементы — техника, фокусирова­ние сознания, настрой духа. Все они должны быть задействованы при выполнении приемов. По-японс­ки это называется киай. Ки — внутренняя энергия, ай — собирание, фокусирование. Это слово обычно

обозначает громкий крик во время занятий боевыми искусствами. Крик всего лишь внешнее проявление сконцентрированной энергии ученика. Киай можно выполнять и беззвучно, не подключая голос. С кри­ком или без него, киай всегда должен иметь место при занятиях боевыми искусствами.

Дзансин означает потенциал духа, так говорят о достоинстве и силе выдающихся мастеров Будо. Та­кой человек, кажется, излучает невидимую энергию, за внешностью чувствуется огромная сила духа. К подобному самообладанию должен стремиться лю­бой, занимающийся Иайдо. Концентрировать внут­реннюю энергию необходимо в нескольких случаях:

•                перед началом выполнения приема, еще не сде­лав никаких движений;

•                в конце приема, когда вся энергия удара как будто замирает на мгновение.

Ученики среднего и высокого уровня всегда долж­ны выдерживать паузу в одну или две секунды пос­ле выполнения основных движений. В этот момент они концентрируют свою энергию. Со временем ка­чество вашего дзансин возрастет.

ТЕХНИКА СРЕДНЕГО УРОВНЯ