Портал боевых искуств

Дзюиппон Мэ

Дзюиппон мэ. Нукиути

к

JL JL У

1

2 3 4

5

i

6

га.

> A

7 8

k

9

10

11 12 13

t

14

_______________________________________________

15


Основное содержание схватки. Фехтовальщик си­дит лицом к врагу. Когда враг собирается атаковать, фехтовальщик выхватывает меч и зарубает его уда­ром вниз. Стряхнув кровь с клинка движением в сторону, победитель возвращает меч в ножны с дос­тоинством.

1.               Сядьте в сэйдза лицом к сёмэн.

2.              Захватите ножны левой рукой. Положите боль­шой палец на цуба, чтобы меч не выскользнул.

3.                Возьмитесь за рукоятку меча около цуба пра­вой рукой. Сводя колени, поверните режущий край лезвия наружу на 30° вокруг продольной оси меча (прямой, соединяющей острие и центр конца рукоятки).

4.               Из позиции сэйдза (сидя на пятках) перейдите в другую, не отрывая колен от пола: поставьте бедра вертикально, ступни обоприте на поду­шечки пальцев. Начните извлекать меч в на­правлении правого переднего угла на уровне горла. Траектория извлекаемого меча должна быть в плоскости, параллельной полу и прохо­дящей через ваше горло.

5.               Тяните ножны в направлении, противополож­ном движению меча, захватив их левой рукой. Когда острие выйдет из ножен, занесите меч над головой. Держите рукоятку справа от вер­тикали, проходящей через центр вашей головы и тела. Лезвию придайте наклон влево для за­щиты от удара противника.

6.               Поднимите левую руку и захватите конец ру­коятки.

7.              Нанесите удар вниз, пытаясь разрубить вообра­жаемого противника точно пополам (а он сидит перед вами в сэйдза, лицом к вам). Для усиле­ния удара подайте бедра вперед. Можно слегка, оторвать колени от пола. Они очень недолго

будут на весу. Сила тяжести заставит их вер­нуться на пол. Используя это мгновение, вло­жите ваш вес в удар мечом по врагу. Разведите колени, чтобы упрочить свою позицию.

8.         Выполните тибури резким движением меча в сторону на уровне бедер. Держите меч перед собой в правой руке параллельно полу. Острие направьте прямо вперед.

9.        Двигая меч перед собой, положите его на коль­цо из пальцев левой руки. Между кольцом из пальцев и цуба должно быть шесть дюймов. Держите меч горизонтально, так чтобы режу­щий край лезвия составлял угол 60° с вертика­лью.

10.    Ведите меч от себя параллельно полу под углом 45° вправо, пока острие не достигнет щели но­жен.

11.      Начните вставлять меч в ножны, постепенно понижая высоту центра тяжести вашего тела (садясь на пятки). Одновременно постепенно поворачивайте режущий край лезвия в сторону вертикали. Когда меч полностью вставлен, угол между лезвием и вертикалью должен быть 10°. Левая рука движется вместе с мечом после со­прикосновения с цуба. Как только меч полнос­тью вставлен, положите большой палец левой руки на цуба.

12.     Захватите правой рукой конец рукоятки. Све­дите колени.

13.     Полностью опуститесь в сэйдза (сядьте на пят­ки).

14.     Расположите конец рукоятки на уровне поло­вины высоты вашей головы над полом.

15.     Положите руки на бедра.

Ш НАБОР ПРИЕМОВ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЧА ИЗ НОЖЕН

Приемы извлечения меча (батто хо но бу) име­ют фундаментальное значение для фехтования стоя. В первых семи комбинациях ставятся правильные приемы обращения с мечом. Базовая техника батто хо но бу имеет много применений в более сложных наборах. Как и в случае набора сэйдза, для хорошего освоения приемов набора извлечения меча требуется несколько лет. Таким образом, овладение приемами набора батто хо но бу настолько же важно, как и приемами набора сэйдза но бу.

Ученик должен освоить правильную стойку. Во всех приемах колени должны быть согнуты для уменьшения высоты центра тяжести тела. Вес пере­носится немного вперед для ускорения движений. Бедра подобраны, плечи опущены. Правильным дви­жением ног и бедер достигается плавное перемеще­ние корпуса. Для выработки этих качеств требуется напряженно работать. Однако результат непременно будет и принесет значительные успехи в дальней­ших занятиях. Упражнения также укрепляют здо­ровье.

Приемы батто применяют в большинстве совре­менных стилей искусства меча — с небольшими от­личиями в силу особенностей стилей. Здесь дано описание приемов, применяемых в Эйсин-Рю.

Комбинации имеют следующие названия:

1. Первая последовательность движений с мечом — дзиунто соно ити.

2. Вторая последовательность движений с мечом — дзиунто соно ни.

3.  Преследующий меч — цуигэкито.

4.  Наклонный меч — сиато.

5. Первая атака в четырех направлениях — сихото соно ити.

6. Вторая атака в четырех направлениях — сихото соно ни.

7.  Обезглавливание — зантоцуто.

Первая комбинация