Портал боевых искуств

  • .

Гохон Мэ

Гохон мэ. Киссаки гаэси

удар острием

i I i \ Г

1                           2               3                 4                5

11411

6                          7               8                9                10

11111

11                         12             13               14             15

i

W %

16

Основное содержание схватки. Фехтовальщик стоит лицом к противнику. Противник собирается атаковать. Фехтовальщик шагает вперед и выхваты­вает меч, чтобы парировать удар. Затем он неожи­данно скручивается, нанося удар вниз по противни­ку острием меча. Потом фехтовальщик вонзает меч в живот противнику и добивает его ударом вниз. Стряхнув кровь с лезвия, победитель вставляет меч в ножны и встает с достоинством.

1.             Станьте лицом к сёмэн. Плечи отведите назад и опустите. Руки расслабьте.

2.              Захватите ножны левой рукой.

3.              Сделайте шаг вперед правой ногой.

4.                Сделайте шаг вперед левой ногой. Захватите рукоятку меча правой рукой.

5.              Начните извлекать меч вверх и в направлении правого переднего угла.

6.               Поднимите меч так, чтобы он оказался перед вами над головой. Лезвие защищает голову от удара спереди, а острие направлено влево. Под­нимите левую руку вверх, чтобы поддержать лезвие. Положите лезвие на участок кисти руки между большим и указательным пальца­ми так, чтобы между пальцами и острием меча находилась примерно одна треть лезвия.

7.                Направьте лезвие точно назад, подав правую руку вперед, а левую руку назад. Конец рукоят­ки меча должен быть направлен точно вперед.

8.              Поверните бедра, таз и корпус вправо, закручи­вая тело так, чтобы левое колено коснулось правого подколенного сгиба. Голову не повора­чивайте. Одновременно ведите меч по нисходя­щей дуге перед собой. Меч должен двигаться вдоль вертикали, проходящей через центр го­ловы и корпуса воображаемого противника, если бы он стоял перед вами.

9. Сделайте шаг вперед левой ногой, нанося укол мечом в направлении сёмэн. Остановите меч, когда цуба поравняется с бедром. Все пять пальцев левой руки соедините вместе и поло­жите кисть руки ладонью вниз на тупую сторо­ну лезвия.

10. Сделайте большой шаг назад левой ногой так, чтобы правая нога оказалась впереди. Одновре­менно выполните тибури в сторону.

11—16. Вложите меч в ножны и закончите, как в комбинации, иллюстрирующей метод фехтова­ния кириагэ (с. 272).

^^ СЛОВАРЬ

Айкидо — боевое искусство самозащиты. Его создал Мори- хэи Уэсиба на основе более ранних форм. Айкидо содер­жит броски и захваты и имеет серьезное философское содержание.

Бангай но бу — «набор экстра», «набор без номера», набор из четырех комбинаций высокого уровня техники в сис­теме Эйдин-Рю.

Батто хо но бу — набор из одиннадцати комбинаций в сис­теме Эйсин-Рю. Первые семь комбинаций считаются ба­зовыми, последние четыре (оку но вадза) — особой техни­кой, изучаемой на среднем уровне.

Батто-дзюцу — искусство извлечения меча, подобное Иайдо. Большинство школ используют чучела из свернутой соло­мы для отработки ударов мечом. Работают в одиночку и с партнером.

Боси — часть японского меча. Маленькая часть дзи над йо- котэ.

Бу — единица в классической японской системе мер, приме­нявшаяся для измерения длины мечей. Приблизительно равна одному сантиметру.

Будо — боевые искусства. Буквально означает «путь воина». В Будо подразумевается приверженность принципам и занятиям классического воина.

Дайсё — «большой и маленький», набор из двух мечей, но­симых уважаемым самураем. Один — длинный, катана. Другой — короткий. Его называют вакидзаси.

Дзё ха киу — три части нукицукэ (извлечения меча), «под­готовка, извлечение, неожиданный удар». Извлечение на­чинается медленно, скорость постепенно возрастает, меч движется очень быстро в конце.

Дзи — плоская поверхность лезвия меча.

Дзэн Нихон Иайдо Рэнмэй — Всеяпонская Федерация Иайдо.


Дзэн Нихон Эйсин-Рю Иайдо Сэйто ай — Всеяпонская Феде­рация Традиционного Эйсин-Рю.

Дзюдо — «путь гибкости». Создано как способ физического развития Дзигоро Кано, включает броски и зажимы. Сей­час это вид спорта, популярный во всем мире.

Ёкотэ — линия меча в начале клинка у острия.

Камакура период — 1185—1332. Ставка военного прави­тельства была в это время в местечке Камакура. Считает­ся золотым веком японского меча. В этот период были сделаны самые лучшие образцы тати.

Каратэ-До — «путь пустой руки». Стиль боевого искусства для развития характера и самозащиты. Содержит удары руками, ногами, блоки и перемещения. Каратэ возникло на Окинаве. Представляет собой синтез местного и китай­ского боевых искусств. Позднее стало популярно в цент­ральной Японии.

Катана — современный японский меч. Лезвие обычно имеет длину 90 сантиметров (35 дюймов). Немного искривлено, носится режущим краем вверх, часто в сочетании с ва- кидзаси.

Катано-букуро — чехол для меча, обычно матерчатый.

Катори Синто-Рю — старейшее боевое искусство в Японии. Стиль включает технику невооруженной руки, а также технику меча и других видов оружия.

Каэсу — «ударять, возвращать». В Иайдо обозначает движе­ния, при которых меч неожиданно меняет направление перемещения.

Кириороси — удар вниз в Иайдо.

Киссаки — острие меча.

Кодзири — конец ножен.

Коигути — щель ножен.

Кокусай Будоин — Международная Федерация Боевых Ис­кусств. Имеет филиалы во многих странах и способствует распространению японских боевых искусств. В МФБИ есть отделения Иайдо и Батто-Дзюцу.

Косиноги — линия клинка над Ёкотэ.

Кото — «старый меч», любой меч, изготовленный до начала периода Эдо.

Куригата — деревянное кольцо на ножнах. В него вдевают сагэо (шнур).

Кэн — меч. Так говорят о старинных обоюдоострых мечах, сделанных до XIX века.

Кэн-Дзюцу — «искусство меча», означает различные спосо­бы битвы на мечах, но не имеет такого философского со­держания, как Кэндо.

Кэндо — «путь меча». В настоящее время обозначает вид спорта, широко распространенный в Японии. В соревно­ваниях спортсмены носят легкую броню и наносят удары по специально обозначенным точкам бамбуковым подоби­ем меча (синаи). Перед тем, как стать видом спорта, Кэн­до было искусством фехтования на реальных или дере­вянных (бокуто) мечах.

Кюдо — стрельба из японского лука. Как и Иайдо, кюдо не имеет практического применения для самозащиты. При­меняется в основном для развития характера человека. Находится под сильным влиянием Дзэн.

Момояма период — 1573—1599. В этот период самураи ста­ли носить два меча (дайсё), и началась эра синто (нового мена).

Моноути — тупая сторона лезвия в верхней трети, около ос­трия.

Монцуки (монцки) — верхняя часть кимоно, надеваемая в Японии для официальных церемоний. Мон — иероглиф, обозначающий фамилию владельца и изображаемый на одежде.

Мугай-Рю — стиль Иайдо, основанный Цуджи Мугай Гэттан и признаваемый Всеяпонской Федерацией Иайдо.

Мунэ — тупая сторона лезвия.

Мунэмати — выступ на задней стороне меча, отделяет лез­вие от хвоста меча под рукоятку.

Муромати период — 1392—1572. Период постоянных граж­данских войн, когда мечи изготовлялись в большом ко­личестве. В этот период катана вытеснили тати.

Мусо Дзикидэн Эйсин-Рю — полное название стиля Иайдо, описанного в данной книге. Оно означает «несравненный, беспрерывно передаваемый стиль истинной веры». Тех­ника Эйсин-Рю непосредственно происходит от стиля Иайдо, созданного и систематизированного Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Сигэнобу.

Мусо Синдэн-Рю — название всеобъемлющей системы Иайдо, созданной Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Сигэнобу. Мусо Синдэн-Рю и Эйсин-Рю расходятся после одиннадцати по­колений лидеров, и сейчас это различные стили (более под­робные сведения о связи стилей приведены на с. 23).

Мэй — название меча.

Мэкуги — деревянный штифт, прикрепляет рукоятку к хво­сту меча.

Мэкуги ана — отверстие в хвосте меча для штифта.

Мэнуки — металлический орнамент, помещенный внутри оболочки рукоятки для усиления захвата.

Нагасу — «течь, плыть». Составная часть слова укэнагаси, что означает «парирование». Название двух техник в си­стеме Эйсин-Рю.

Нагината — старинное японское оружие. Состоит из длинно­го шеста с кривым лезвием на конце.

Нагината-До — «путь нагината», традиционное японское бо­евое искусство. Вместо боевого оружия используется его модель, где лезвие заменено расщепленным бамбуковым ударным наконечником. Эта модель похожа на синаи, ис­пользуемый в Кэндо. Нагината-До преимущественно (но не обязательно) занимаются японки. В соревнованиях они носят легкую броню. Очки присуждаются за пораже­ние обозначенных участков тел спортсменов.

Накаго — хвост меча.

Намбокутё период — 1333—1391. В этот период широко ис­пользовались нагината, когда две ветви императоров со­перничали за власть.

Нобасу — «вытягивать», обычная команда на тренировках Иайдо. Ученикам часто говорят, что надо вытянуть руку с мечом, руку или ногу.

Ното — «вставить меч», последнее движение меча в приемах Иайдо.

Нукицукэ — правильное название извлечения меча. Нукицу- кэ относится ко всему движению по извлечению, начиная от движения меча из ножен и до полной остановки его в конце.

Оби — «пояс». В Иайдо используется широкий пояс из же­сткой материи. Длина его достаточна, чтобы обернуть три и даже более раз вокруг тела.

Оку но вадза — «секретная техника». Любая секретная тех­ника в японском искусстве, например, окуиай в Иайдо.

Окуиай — «секретное иай», секретная техника. Держалась в секрете от кого-либо вне школы и стиля из стратегичес­ких соображений. Сейчас ее изучают ученики только промежуточного и высокого уровня.

Окуиай: ивадза но бу — «секретное Иайдо: набор приемов сидя», техника, исполняемая из позиции татехидза (по­зиции сидя на полу с одним поднятым коленом).

Окуиай: тативадза но бу — «секретное Иайдо, набор при­емов стоя».

Сагару — «идти назад», команда в конце комбинации Иай­до. Выполняя ее, ученик делает несколько шагов назад на исходную позицию.

Сагэо — шнур, прикрепляется к ножнам, чтобы они не выс­кользнули из оби во время занятий.

Сагэру — «опустить», команда, часто слышимая во время тренировок Иайдо. Ученикам часто велят опустить меч или бедра.

Сая — «ножны».

Син синто — «новый новый меч», любой японский меч, сде­ланный после Реставрации Мэйдзи в 1870 году.

Синдо Мунэн-Рю — стиль Иайдо, признанный Всеяпонской Федерацией Иайдо.

Синоги — линия на лезвии меча, разделяющая две плоские стороны клинка.

Синоги дзи — плоская поверхность лезвия над синоги.

Синто — «новый меч», любой меч, изготовленный между 1596 годом и Реставрацией Мэйдзи.

Ситаги — «нижнее белье», здесь — особый вид нижнего бе­лья, одеваемого под монцуки для занятий Иайдо.

Суваривадза — «техника сидя». Любая техника из позиции сидя.

Суйо-Рю — стиль Иайдо, основанный Мима Ёитиродзаэмон Кагэнобу, признан Всеяпонской Федерацией Иайдо.

Сун — единица длины в древней Японии, применялась для измерения длины мечей, равняется примерно двум с по­ловиной сантиметрам (одному дюйму).

Сэйдза — «правильное сидение», обычная сидячая поза в Японии, сидеть надо на пятках.

Сэйдза но бу — «набор приемов сидя», базовый набор техни­ки Эйсин-Рю.

Сэкигути-Рю — стиль Иайдо, основанный Сэкигути Хати- роэмон Удзисин, признан Всеяпонской Федерацией Иайдо.

Сэппа — разделитель между хаюаки и цуба меча, катана.

Сю, ха, ри — три стадии развития в традиционном японс­ком обучении. Сю — это стадия, когда вы следуете указа­ниям учителя, ничего не меняя, выполняя все в точнос­ти, как велят. Ха — стадия, когда вы пытаетесь улуч­шить технику вашей школы, добавляя в нее хорошие приемы из других школ. Ри — стадия, когда вы сами ос­новываете новую школу. Всеяпонская Федерация Иайдо, существующая для сохранения традиционного боевого искусства, стремится к отсутствию стадий ха и ри в сво­ем Иайдо.

Сяку — единица длины в древней Японии, применялась для измерения длины мечей. Приблизительно равна тридца­ти сантиметрам (одному футу).

Таби — носки с отделением для большого пальца. Многие мастера боевых искусств, включая Иайдока и Кюдока, носят таби.

Тами-Рю — стиль Иайдо, основанный Тамия Хэйбэй Нари- маса, признан Всеяпонской Федерацией Иайдо.

Тати — длинный, сильно искривленный меч, использовался всадниками в древней Японии.

Тативадза — «техника стоя».

Татэхидза — позиция полусидя, подобна сэйдза, но правое колено поднято. Обычно используется японскими воина­ми.

Татэхидза но бу — «набор полусидя», набор приемов Иайдо, начинающихся из позиции татэхидза.

Тёкуто — прямой меч, использовавшийся в период ранней древности в Японии.

Тёкуто — прямой меч, применявшийся в древней Японии.

Тибури — «стряхивание крови», удаление резким движени­ем крови с лезвия после поражения противника. В Эй­син-Рю есть три основных способа.

Тохо но бу — «набор методов меча». Набор техник, собран­ных Всеяпонской Федерацией Иайдо. В наборе пять тех­ник, каждая соответствует стилю Иайдо, признанного Федерацией.

Тою, отою — смазка для меча.

Укэру — «получать», термин, означающий любое парирова­ние вражеского меча. Составляет часть составного слова, обозначающего название двух техник Иайдо, называемых укэнагаси.

Утигатана — «внутренний меч», одно из названий длинного меча из набора двух мечей, носимых самураем.

Фуку pa — кривизна острия меча над ёкоте.

Фурикабури — «подвесить» или «поднять». В Иайдо означа­ет занесение меча над головой.

Ха — режущий край лезвия.

Хабаки — короткое металлическое кольцо у рукоятки меча.

Хакама — юбка с разрезом для занятий японскими боевыми искусствами.

Хамати — выступ на режущем крае лезвия, отделяет режу­щий край от хвоста меча.

Хамон — линия закалки на плоских сторонах лезвия.

Хоки-Рю — стиль Иайдо, основанный Катаяма Хокиноками Хисаясу, признан Всеяпонской Федерацией Иайдо.

Хэйан период — 782—1184. Тогда столица Японии находи­лась в Киото, время эволюции тати.

Цуагасира — торец рукоятки меча.

Цуба — гарда японского меча.

Цука — рукоятка японского меча.

Цукайто — оболочка рукоятки меча.


 

 

[1] Точнее, особой тростью, собранной из нескольких тонких стволов бамбука.

[1]    правильное и безопасное обращение с мечом;

•                  вежливые отношения с партнером по трениров­ке;

•                  хорошее состояние инвентаря;

•                  внешние приличия.

[2]          Выпад вперед — маэ.