Портал боевых искуств

  • .

Холодное Метательное Оружие Это Оружие Применение И Действие Которого Не Связано С Использованием Пороха И Других Взрывчатых Веществ

Холодное метательное оружие — это оружие применение и действие которого, не связано с использованием пороха и других взрывчатых веществ. По характеру действия холодное метательное оружие делится на:

— ударное (палица, булава, молот, дубина и т.д.),

— колющее (копье, пика, штык, кинжал, кортик, нож и

т.д.),

— рубящее (топор, секира, и пр.).

По своему назначению эти виды холодного оружия принято относить к активному (наступательному) оружию.

Развитие метательного оружия, как и всякого другого орудия тесно связано с историей общества, его экономикой и использованием сил природы на данной ступени развития. Усовершенствование метательного оружия или появление’ новых eto видов, делающее старые средства защиты бесполезными, побуждали открывать новые способы защиты тела. Это вновь вело к усовершенствованию метательного оружия и т.д. В наиболее примитивном оружии заложена идея увеличения остроты, величины (размеров) и силы органов тела, служащих для борьбы. Как всякое орудие, оружие дополняет органы человеческого тела, увеличивая его физические возможности. В частности, метательное оружие требовало более совершенной техники изготовления оружия и тренировки бойцов; его развитие обусловлено охотой на осторожных животных и выгодой ослабления противника (или выведения его из строя) до рукопашной схватки.

Материал, из которого выделывались в первобытные времена орудия и оружие стал основой для различения экономических эпох. Соответственно этим эпохам можно проследить стадии развития метательного оружия.

ДУБИНКА

Ударно-раздробляющее оружие — дубинка — самое примитивное по конструкции и простоте изготовления, возникло в доисторические времена и является одним из древнейших типов оружия вообще. Назначением этого ударно-раздробляющего оружия является воздействие на поражаемый объект непосредственно силой самого удара за счет большей или меньшей тяжести оружия и имеющихся на нем в некоторых случаях специальных боевых выступов.

Наличие данного оружия в настоящее время объясняется тем, что некоторые его образцы все еще изготавливаются заводским способом. Но изготовить это ударное раздробляющее оружие легко и самодельным способом, так как для этого не требуется специальных познаний в оружейном мастерстве.

Дубинка — кусок дерева с одним утолщением, более тяжелым концом. Для придания большей ударной силы к утяжеленному концу дубинки привязывали камень.

Позже дубинки стали делать из прочного дерева и покрывать Металлическими пластинками. В XV-XVII веках дубинка* видоизменяется в различные разновидности булавы: перначи, шестоперы, буздыханы (рис. 1-3). Кроме того появились комбинированные дубинки и булавы. На рис.4 — дубинка, которая благодаря системе скрытых пружин при нажатии на специальную кнопку может превращаться либо в булаву типа моргенштерн (утренняя звезда), либо в своеобразное копье, либо и в то, и в другое одновременно. На рис.5 — шестопер с выкидным штыком и некоторые детали его устройства.

Несмотря на существующие различия между рассмотренными разновидностями этого вида оружия все они метаются в той же технике, что и дубинка в ее чистом классическом виде. На рис.6 показаны способы хвата рукояти дубинки, на рис.7 — метание дубинки.

В конце XIX — начале XX столетия на вооружение полицейских формирований принимаются сначала деревянные, а затем и резиновые дубинки.

В настоящее время западными фирмами выпускаются раздвижные телескопические дубинки с различным количеством выдвижных секций (рис.8).

ВСТУПЛЕНИЕ

Рие. 1

f

Ф t

I

f

4

й


ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ПИКА

Предшественниками пики были дротик и копье, о которых рассказывалось в первых статьях. Дальнейшим этапом в совершенствовании этого рода длиннодревкового оружия явилась пика. Необходимость ее возникновения была вызвана тем, что появившееся защитное снаряжение не пробивалось ни дротиком, ни копьем. Наконечники дротиков и копий представляют собой, в принципе, плоские фигуры, которые при встрече с твердой преградой могут согнуться или даже сломаться. В отличие от них, наконечник пики представляет собой пространственную фигуру, по профилю напоминающую лезвие трехгранного или четырехгранного штыка (рис.1 — сечение по а-б’). Происхождение граненой формы помимо соображений прочности объясняется еще и тем, что наконечник в виде простого заостренного конуса встречает большее сопротивление при проникновении в поражаемую часть тела, т.к. он не перерезает волокон ткани тела, а только раздвигает их, отдирая одно от другого. Поэтому граненая форма является более эффективной. По поверхности боковых граней наконечника проходят желобки, называемые долами. Долы облегчают вес наконечника (снижают расход металла) без уменьшения его прочности.

Наконечник состоит из лезвия и трубки с тремя так называемыми помочами, при помощи которых (а так же надвигаемого на них кольца) он крепится к древку — сосновому, ясеневому или буковому. Помочи имеют отверстия, сквозь которые проходят крепежные винты.

Лезвия наконечников делаются из высокопрочной закаленной нержавеющей стали.

Пика может и не иметь помочей, а может наоборот иметь их и на передней и на задней части древка. В последнем случае это имеет место тоща, когда пика имеет наконечники с обеих сторон древка (рис. 1, слева).

Различные варианты пик представлены на рис. 1-4. На рис.5 показан бросок пики, который выполняется в технике, аналогичной метанию копья (см. Приемы метания холодного оружия).

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ЛУК

Одним из важнейших аспектов деятельностининдзя является поражение врага на дистанции, поэтому искусству стрельбы и метания мелких предметов уделяется большое внимание. Чаще всего лазутчики берут с собой на задание маленький половинный лук (ханкю) длиной не более сорока- пятидесяти сантиметров. Соответствующей величины берутся и стрелы, которые часто натираются ядом. Хотя стрела летит недалеко, ее убойная сила вполне достаточна, чтобы умертвить жертву, стреляя из окна в комнату или с крепостной стены в часового на башне. Особенностью таких луков является расположение места для стрелы, которое расположено не по середине, а немного ниже центра лука. Соотношение верха и низа определяется пропорцией 9:7.

Стрелы могут быть самой разнообразной формы. Материалом для наконечников служат сталь, медь, рог или кость, дерево, бамбук. Обычно для поражения используют металлические наконечники, роговые или костяные.

Веретено стрелы делается из ивы или бамбука. Оперение состоит из двух либо четырех перьев орла.

Колчаны для стрел, в отличие от лука, могут быть самыми разнообразными. Их изготовляют из дерева, плетут из ивовых прутьев или бамбука. Сверху их обычно обшивают материей или мехом. Колчан прикрепляется за спиной с таким расчетом, чтобы стрелы возвышались над плечом и их можно было легко выхватывать оттуда правой рукой. Иноща также используют маленький колчан, который носят на боку (обычно для тренировок). В комплект снаряжения для стрельбы входит еще кожаный нарукавник (томо), предохраняющий левую руку от удара тетивы.

Стрелы могут бьпъ самого разного назначения, некоторые имеют даже специальные названия. Например, стрела луковица предназначена для того, чтобы громко жужжать в воздухе, деморализуя противника. Стрела ивовый лист — тяжелая, с острыми краями, но почти тупым носом и используется с целью выбить противника из седла. Похожая по форме, но с ершистым наконечником стрела сотрясатель кишок говорит о себе своим названием. У ниндзя есть и стрелы, способные пронзить любые нагрудники. Они имеют веретено из пустотелого бамбука, с наконечником из сверхпрочной бро-

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

небойной стали. Лук для них делается из дуба самого высокого качества. Оба конца вставляются в полуцилиндры из бамбука, опаленные для крепости в огне. Все три части скрепляются воедино ивовыми прутьями, образуя оружие замечательной легкости и гибкости. Тетива на этом луке делается пеньковой.

В большом почете лук был и у самураев. Лук со стрелами считался священным оружием самураев. Фраза юмия-но мити — путь лука и стрелы была в средневековье синонимом выражения путь самурая (буси-до). Стрельбе из лука самураи придавали большое значение и посвящали тренировкам в стрельбе много времени, т.к. роль лука в феодальных войнах была очень велика. Так же как и фехтование (кэндо), искусство стрельбы из лука пропитано мистицизмом, что делает их весьма своеобразными видами боевых искусств.

Многое в кюдо (традиционном искусстве стрельбы из лука), по японским понятиям, выходит за рамки человеческого разума^ Считается, что стрелок в этом искусстве играет второстепенную роль посредника и исполнителя. Его действия носят двойственный характер: он стреляет и попадает в цель как бы сам, но, с другой стороны, это обусловлено не его волей и желанием, а влиянием сверхъестественных сил. Стреляет оно, т.е. дух или сам Будда. Стрелок не должен думать в процессе стрельбы ни о цели, ни о попадании в нее — только оно хочет стрелять, оно стреляет, и оно попадает, говорят наставники кюдо.

В луке и стрелах стрелок должен видеть лишь путь и средство для того, чтобы стать причастным к великому учению Будды. В соответствии с этим кюдо рассматривается не как техническое, а как абсолютно духовное действо. В этом тезисе заложено глубокое религиозно-философское содержание, ибо кюдо — дзэнское искусство. Его цель — соединение с небытием (Великой пустотой), при котором человек становится действующим Буддой.

Во время выстрела надо обладать совершенным спокойствием. Все приходит после достижения полного спокойствия, говорят японские мастера кюдо. В дзэнском смысле, это и означает бытие в небытии, или положительное небытие. Только уйдя в состояние вне себя, когда стрелок отказыва- теся от всех мыслей и желаний, становится возможным установить связь с небытием, из которого он снова

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Рис. б

возвращается в бытие лишь после отлета стрелы к цели. Поэтому лук со стрелами является, в данном случае, единственным средством достижения просветления (сатори).

И поныне стрельба из лука производится по классическому ритуалу (дзярэй), сохранившемуся в неизменном виде со времен средневековья. Она включает четыре этапа: приветствие, подготовка к прицеливанию, прицеливание, пуск стрелы и может производиться из положений стоя, с колена и верхом на коне.

Одетый подобно древнему воину, стрелок получает лук и стрелу от помощника, изображающего оруженосца. В этот момент он находится в позе для сидячей медитации (дза- дзэн). Взяв оружие, стрелок встает со своего места и, преисполненный собственного достоинства, занимает положение для стрельбы на исходном рубеже. Благодаря контролю за дыханием (имеющим в кюдо большее значение, чем в любом виде боевых искусств), он достигает состояния спокойствия духа и тела (додзукури), после чего приготовляется к выстрелу (югумаэ). Стрелок поворачивается левым плечом к цели, держа лук в левой руке. Ноги он расставляет на расстояние, равное длине стрелы (асибуми), стрелу кладет на тетиву, удерживая ее пальцами, и после того, как полностью расслабит мускулы рук и груди, поднимает лук над головой (учиокоси), для того чтобы натянуть его в этом положении (хикитори). Дыхание в этот момент производится не грудью, а животом, что позволяет мускулатуре груди, рук и плечевого пояса пребывать в расслабленном состоянии. Затем лук натягивается и производится выстрел (ханарэ). В момент пуска стрелы все физические и психические силы стрелка сосредоточены, по японским понятиям, на великой цели (дзансин), т.е. на стремлении уловить божественный дух, слиться с великой пустотой, но ни в коем случае не на мишени или желании попасть в цель. Произведя выстрел, стрелок опускает лук, возвращает его помощнику и занимает исходное положение (дза-дзэн)… Наряду с зоркостью лучник должен обладать также большой мускульной силой и выносливостью. Хладнокровие, выносливость, сила и меткость стрелков проверялись в период религиозных праздников. Рекордсменами прошлого считаются Дайхаси Вада и Масатоки. Первый в 1696 году в течение одних суток выпустил 13053 стрелы, из которых попали в мишень 8183. Расстояние до цели было рав-

ВСТУПЛЕНИЕ

но 118 метров. А второй в 1852 году выпустил подряд 10050 стрел, попав 5383 раза.

На рис. 1-5 показаны различные виды луков, колчанов и стрел.

Рис.6 — натяжение тетивы Рис.7 — способы стрельбы из лука.

САМОСТРЕЛ

Самострел представляет собой метательное оружие в виде мощного лука, укрепленного на деревянной ложе (станке), что позволяет вести более точную стрельбу, отличаясь от лука по способу прицеливания принципиально. Другое название самострела — арбалет и мы будем употреблять оба эти названия как равнозначные.

Натянуть первые арбалеты было физически очень сложно, что, естественно, отрицательно сказывалось на их боевых достоинствах. Для обслуживания мощного арбалета необходимы были два человека.

Самострел в Европе представлял собой небольшой сделанный из рога или железа лук, крепившийся к деревянной ложе, на которой в имеющийся желобок закладывали короткие кованные из железа каленые стрелы-болты (от англ. bolt — стрела). Натянутая тетива цеплялась за рычаг-спуск, нажимая на который стрелок спускал тетиву.

Натянуть тугой самострел руками было невозможно. Поэтому на поясе стрелка был железный крюк: нагнувшись, стрелок цеплял его за тетиву и, прижимая самострел ногой к земле и распрямляясь, натягивал тетиву. Позже появились винтовые вороты для натяжения арбалета. Самострел превосходил лук мощностью боя: тяжелый болт валил всадника с коня и мог пробить доспехи.

Вес стрелы-болта доходил до 500 гр., длина до 1 м, толщина до 15 мм.

Во время похода стрелок из самострела носил при себе все свое тяжелое вооружение: большой щит на поясе, колчан из свиной кожи, в котором помещались стрелы, снаряд для натягивания самострела и самострел.

Позже самострелы стали подразделяться на ручные и станковые. Ручной самострел натягивался с помощью т.н.

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

стремени (железной скобы для упора ногой либо ворота), а спуск производился простейшим спусковым устройством. Станковый самострел устанавливался на особом станке (раме) с колесами. В нем применялся стальной лук и толстая тетива из веревки или воловьих жил, для взведения которой использовалось зубчатое приспособление — самострельный коловорот. Введение коловоротов представляло собой крупное усовершенствование в устройстве самострелов, т.к. для натягивания тетивы самострелов создававшихся в XII-XIV вв. привлекалось до 50 воинов.

Позже арбалет стал натягиваться при помощи рычага или небольшого ворота. Лук же, короткий и тугой, начали делать из стали, крепких деревянных пластинок, стянутых жилами, или из рога.

Крепкая и толстая тетива делается из жил или хорошей пеньки. Когда лук натянут, он удерживается посредством костяного колесика с двумя зарубками, из которых одна удерживает тетиву, а другая предотвращает спуск, но когда колесико отпущено, тетива опускается, выбрасывая стрелу, находящуюся в желобке. Впереди есть пружина, которая давит на оконечность стрелы в желобке, вследствие чего можно опустить оружие без опасения выронить стрелу.

Стрелы делаются короткие, с острым и пирамидальным наконечником; оперивались стрелы кожей; даже деревом, вырезанным из одного куска с самой стрелой.

Наконечник стрелы, обычно имеет треугольную форму. Иногда встречаются стрелы, у которых он имеет вид полумесяца; но стрелы последнего типа употреблялись преимущественно на охоте.

Арбалеты можно условно разделить на три типа.

Арбалеты 1-го типа представляют простейший тип. Чтобы натянуть этот стальной лук, воин прибегал к помощи железного рычага, который называется козьей ногой и устроен по следующему образцу. Он состоит из трех частей: 1 — ручки, 2 — больших вил, которые своими изогнутыми крючьями цепляются за стержень арбалета и 3 — маленьких вил, которые вращаются вокруг стержней, укрепленных в крючьях больших вил, и захватывают тетиву. Крючья больших вил вкладываются в стрежни, маленькие вилы цепляют тетиву, а ручка, подпирающаяся подпоркой при основании больших вил, сильно отводится назад; от этого движения натягивается

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Рис. 6

тетива и входит в зарубки колесика. Когда козья нога больше не нужна, она пристегивается к поясу посредством крючка на оконечности ручки. Во время ходьбы оружие носится на поясе, пристегиваясь при помощи пряжки.

Арбалет 2-го типа натягивается посредством небольшого механизма, который своими зубцами захватывал тетиву и натягивал ее на колесико. Механизм этот прикреплялся к оружию крепким веревочным кольцом, которое задерживалось стержнями самострела; натянув лук, стрелок привешивал снаряд этот к поясу. Такой самострел действует сильнее, чем предыдущий.

Арбалет 3-го типа натягивался посредством блока; в оковку последнего входила нижняя часть приклада, а зубцы блока захватывали тетиву; лук, обращенный к земле, натягивался посредством двух ручек, а чтобы оружие стояло неподвижно, его держали ногой, которую просовывали в стремя на верху ложи. Последняя часто украшалась инкрустацией из слоновой кости. Понятно, как замедляли стрельбу такие механизмы; поэтому, пешие стрелки имели арбалеты, хотя и не так сильно действующие, но зато натягивающиеся простым двойным крючком. Воин ставил ногу в стремя, тянул тетиву своим крючком и натягивал таким образом свое оружие.

Все эти типы арбалетов представлены на рис. 1-9

Рис.10 — способы натяжения арбалетов

Рис.11 — наконечники и стрелы арбалетов (болты).

В статье Метательное холодное оружие мы рассмотрели стрельбу из арбалета, который имеет современный спуск. Сейчас обратимся к арбалету, имеющему традиционный спуск. Стрельба с таким спуском имеет свои особенности.

Решающую роль в координации и управлении таким спуском играет взаимосвязь зрительного, тактильного и двигательного анализаторов. Не ощутив характера нажима, нельзя приурочить срыв курка ко времени наилучшего расположения оружия по отношению к цели и наибольшей его устойчивости.

Как видим, в этом элементе основным содержанием техники является кожно-мышечный контроль и мышечная работа.

При стрельбе из арбалета, в особенности из положений стоя и с колена, нужно следить за точным расположением


ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

всего тела на площади опоры и взаиморасположением его звеньев.

Теперь необходимо остановиться на способах держания такого арбалета.

Первый из них называется работой на балансе. Удерживая оружие’, ниндзя стремится максимально расслабить все группы мышц, не участвующие в непосредственном сохранении изготовки. Так, например, в изготовке к стрельбе стоя в оптимальном напряжении находятся лишь мышцы стоп, голени, бедер и спины, а также мышцы левого предплечья и плеча, несущие основную нагрузку под тяжестью самого оружия.

В работе на балансе большое значение имеет максимально возможное приближение линии центра тяжести арбалета к линии общего центра тяжести.

Вторым способом является так называемая силовая изготовка, где кроме напряженных мышц непосредственно поддерживающих изготовку, достаточно напряжены и остальные: они с явным усилием удерживают оружие, направленное в район цели. Особое значение здесь придается усилиям правой руки, начиная с мышц кисти и заканчивая правой стороной плечевого пояса и мышцами правого плечевого сустава.

Третьим способом удержания оружия является так называемый метод силовых включений, где наряду с расслаблением мышц, не поддерживающих позу непосредственно, имеется ряд отклонений в сторону силовой изготовки. Это прежде всего относится к району тела, соприкасающемуся с прикладом арбалета, а также к сжатию шейки приклада кистью правой руки.

Несколько по-иному выглядит и применение способов удержания такого арбалета. Рассмотрим подробнее стрельбу в положении лежа. Поскольку при этом центр тяжести тела расположен достаточно близко к площади опоры, поза ниндзя вполне устойчива, оружие стабилизировано, а требования по точности исполнения выстрела весьма высоки. Здесь нет необходимости ни в силовой изготовке, ни в методах силовых включений, которые могут быть лишь помехой. Ведь чем меньше напряжение в мышцах, тем выше кожно-мышеч- ный контроль, а значит, и более высока степень управления оружием. Чем больше напряжений в мышцах, тем выше и

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

уровень шумов в системе двигательного анализатора, тем меньше возможности принять слабую по сигналу, но так необходимую ниндзя информацию.

Во время подготовки и выполнения выстрела ниндзя приходится осуществлять определенный цикл взаимосвязанных между собой и повторяющихся действий.

В первую фазу цикла выстрела входит внутреннее сосредоточение, мобилизация внимания.

Затем ниндзя принимает соответствующую позу, делает два-три дыхательных движения, производит ориентировочное наведение в цель и, сдерживая дыхание, накладывает ладонь на спуск. Эту фазу можно назвать фазой подготовки к выполнению выстрела.

Во вторую фазу цикла выстрела входят: полное затаивание дыхания, дальнейший нажим на спуск до грани срыва и его удержание, а также уточнение всех действий по наведению оружия и непрерывный, особо тщательный контроль за равновесием системы стрелок — оружие (сохранение изготовки). В конце этой фазы необходимо принять быстрое волевое решение по выполнению или откладыванию выстрела.

Вторую фазу цикла можно назвать фазой перехода к попытке выполнить выстрел.

К третьей фазе относятся следующие короткие по времени, но наиболее ответственные действия: дожим спуска при полной остановке дыхания, точный контроль за равновесием — сохранением позы, за тонусом мышечных усилий и особенно кисти правой руки, ладони и плеча, а также правильным расположением прицельных приспособлений по отношению к цели.

Рис.12 — стрельба с колена по цели, находящейся на средней и малой высоте

Рис.13 — стрельба стоя по высоко расположенной цели

Рис.14 — стрельба стоя с короткой остановки

Рис.15 — стрельба с колена по высоко расположенйой

цели

Рис. 16 — стрельба лежа.

Рис.17 — стрельба с колена с короткой остановки.

В настоящее время арбалеты делаются из самых современных материалов и могут комплектоваться оптическими прицелами, приборами ночного видения, устройствами, даюВСТУПЛЕНИЕ

Рис. 17

щими лазерный луч для точного наведения оружия в цель и т.д.

МЕТАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

В статье Метательное холодное оружие мы уже упоминали о некоторых видах метательных машин и механизмов. В этой работе мы рассмотрим еще несколько вариантов этого вида метательного оружия.

Большое распространение имели баллисты (рис.1)

Баллиста — это метательная машина для настильного метания снарядов; предназначалась обычно для разрушения крепостных стен и поражения защитников крепостей. Существовала с древнейших времен (Др.Восток, Др.Греция, Др.Рим) до конца 5 в. Приводилась в действие силой упругости скрученных волокон (сухожилий, веревок, волос и т.д.) Снарядами для баллисты служили камни массой до 500 кг, заостренные, окованные железом бревна длиной до 3,5 м, тяжелые стрелы, копья, бочки с горючей смесью и др. Дальность метания 200-1000 м (в зависимости от массы снаряда). Брошенное баллистой на 300 м окованное железом бревно пробивало четырехрядный частокол. На подготовку и производство одного метания требовалось от 15 мин. до 1 ч. Конструкция усовершенствованной баллисты позволяла изменять углы наводки в горизонтальной, вертикальной плоскостях, т.е. производить прицельное бросание. Для повышения мобильности легкие баллисты ставились на колесный станок — аркбаллисты, основой которых был деревянный или железный лук. Их снарядами служили каменные и свинцовые ядра, короткие толстые стрелы с железными наконечниками, пробивающие 15-сантиметровую доску на расстоянии 200 м.

Аркбаллисты, установленные стационарно и представляющие собой, по сути, гигантский самострел (рис.2) назывались пороками.

В метательной машине, называемой онагр (рис.3) снаряды Метались при помощи рычага с пращой на конце.

Пращой была оснащена еще одна машина — фрондибол. На рис.4 показано приведение фрондибола в боевое положение. Рис.5 — взведенный фрондибол, рис.6,9 — момент вылета снаряда из пращи фрондибола.

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Катапульты были распространены так же очень широко. В отличие от баллист, катапульты метали снаряды навес- но, причем в основном это были камни, либо другие снаряды по форме способные поместиться в рычаг — ложку (рис.7-8).

В заключение рассмотрим бриколь — метательную машину настильного действия, предназначенную для придельного метания тяжелых стрел (рис.10). Она представляла собой станок с вертикальной стойкой, в верхнем конце которой имелся желобок для вкладывания стрелы. Рядом с основной стойкой, тоже вертикально, укреплялась нижним концом упругая доска. Свободный верхний конец доски оттягивался назад (взводился) канатами, блоками или воротом. При освобождении натянутого каната этот конец доски резко ударял по хвосту стрелы. Бриколь метала стрелы массой в несколько килограммов на расстояние 900 м и более, а короткие, толстые с четырехгранными наконечниками стрелы (стрелы карро) пробивали 150-мм бревна. Наибольшее распространение бриколь получила в 13-14 вв.

БРИТВА

Бритва, в отличие от других видов холодного оружия, имеет не столь древнюю историю и, собственно говоря, не является специальным метательным оружием, способным при броске нанести смертельную рану.

Бе метание, также как и рассмотренное в предыдущих статьях метание пера и лезвия, оказывает в большей степени психологическое действие, приводящее противника в замешательство, что позволяет применить вслед за этим более эффективные меры нападения.

Впрочем, удачное попадание по горлу может привести и к летальному исходу, однако, для такого броска нужно очень хорошее владение техникой метания этого оружия. В этом плане наиболее грозным видом бритв являются опасные бритвы. Они могут быть различной конструкции, однако в любом случае (рис.1) эти бритвы состоят из двух основных частей — ручки 11 и клинка 1, которые соединены между собой заклепкой 8.

Ручка 11 опасной бритвы служит одновременно и ножнами. Она состоит из двух половинок, скрепленных на кои- цах заклепками 8, одной из которых клинок 1 уединен с ручкой 11. Ручки опасных бритв могут быть изготовлены из пластических масс или из дерева. Однако лучше всего для целей метания подходят бритвр с металлическими ручками, увеличивающими общую массу бритвы.

Клинок опасной бритвы состоит из рабочего полотна 3, шейки б и хвостика 7. На рабочем полотне бритвы различают жало 10, которое и является’ непосредственно поражающим элементом, спинку (обушок) 4, головку 2 и пятку 5.

Жало бритвы проходит по всей режущей кромке рабочего полотна. Оно должно быть постоянно острым. Поэтому необходимо хранить бритву закрытой и оберегать ее. жало от соприкосновения с любыми предметами, которые могут затупить его. Спинкой или обушком называют противоположную от жала сторону рабочего полотна бритвы.

Пяткой 5 рабочего полотна бритвы называют ту часть ее режущей кромки, которая граничит с шейкой 6 клинка, а головкой 2 — противоположную, переднюю часть клинка.

Полотно клинка опасной бритвы от спинки до жала имеет вогнутую форму, называемую радиусной выточкой. В зависимости от формы рабочего полотна различают бритвы с глубокой и мелкой радиусной выточкой (рис.2). От глубины радиусной выточки бритвы зависит форма ее режущей кромки. Чем глубже радиусная выточка, тем тоньше режущая кромка, и наоборот — бритва с мелкой радиусной выточкой имеет более толстую режущую кромку.

Для метания лучше использовать бритву с более глубокой радиусной выточкой.

Шейка б клинка предназначена для держания бритвы. Чтобы пальцы не скользили по ней, она имеет поперечные насечки 9. Хвостик 7 клинка можно использовать для более устойчивого придерживания бритвы мизинцем при броске.

Форма поперечного сечения клинка 1 и головки 2, а также ширина рабочего полотна бритв 3 могут быть различными. Так, при неглубокой радиусной выточке форма поперечного сечения клинка близка к форме треугольника. Вместе с изменением радиусной выточки меняется и форма поперечного сечения клинка. Ширина рабочего полотна бритв колеблется в среднем от 10 до 20 мм. Форма головки клинка бывает прямой и овальной.

Применяются разные приемы хвата бритв при броске,

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

гттт

Рис. 2 Формы радиусной

ВСТУПЛЕНИЕ

Рис. 5                                                           Рис. 6

отличающиеся друг от друга положением клинка бритвы и соответственно расположением пальцев на шейке и хвостике

Первый прием (рис.3): бритву располагают режущей кромкой вниз, мизинец находится на хвостике, указательный, средний и безымянный пальцы — на верхней кромке шейки, большой палец поддерживает бритву снизу, упираясь в кромку шейки у пятки рабочего полотна. Раскрытая ручка бритвы находится между мизинцем и безымянным пальцем. Применяется при броске сверху.

При броске снизу применяется второй прием (рис.4): бритву располагают режущей кромкой вверх. Большой палец находится на шейке бритвы со стороны бойца, остальные пальцы — с противоположной стороны бритвы.

Для бросков сбоку используются хваты, показанные на рис.5-6.

При любом хвате бросок осуществляется резки к. выбросом руки вперед по направлению в цель.

Поражение жалом бритвы незащищенной асти тела (особенно лица или горла) приводит к образованию широкой поверхностной раны с обильным кровотечением.

ТОМАГАВК

Широко распространенной разновидностью метательного топора является томагавк. Тот, кто ознакомился с нашими предыдущими книгами, возможно, обратил внимание, что практически все боевые топоры имеют прямую рукоять (рис.1). В то же время всем хорошо знакомые обычные плотницкие топоры имеют почему-то изогнутые рукояти. Возникает вопрос: а зачем делать рукоять изогнутой, если прямая проще в изготовлении? Для внесения ясности в этот вопрос рассмотрим два топора (рис.2) с прямыми топорищами, из которых топор А будет насажен, как и все топоры, т.е. у обуха; топор же В будет насажен, как показано на рисунке, т.е. топорище будет находиться у самого лезвия и попробуем, которым из двух топоров легче наносить более действенные и меткие удары. Окажется, что вторым, и это вполне понятно.

Действенность и правильность рубки состоит в том, чтобы (рис.3) центральная линия рубящего оружия ab совпадала с направлением удара cd, а не находилась к ней под углом.

Поэтому в топоре В (рис.2) вся задняя часть с находясь позади, во время удара служит как бы направляющей, рулем и заставляет линию аЪ совпадать с линией cd (рис.3). В топоре же А подобное совпадение должно быть удерживаемо силой руки.

В этом смысл кривизны топорища. На рис.4 показан обыкновенный плотницкий топор, ще та часть топорища, к которой прикладывается сила руки аа имеет направление be, стремящееся пройти как можно дальше от обуха и ближе к лезвию; идеальным же по меткости удара топором был бы тот, в котором направление это проходило бы впереди лезвия (рис.5). По этим же причинам, там, где приходится рубить очень толстые деревья и где нужны очень длинные и прямые рукоятки, там топоры насаживаются под углом к топорищу (рис.6), чем хотя бы отчасти достигается условие правильной рубки. Таким образом понятно, что рукоять (топорище) делается изогнутой для удобства пользования им широким кругом непрофессионалов.

Для боевых же топоров эти соображения несущественны и поэтому они имеют максимально простую форму — прямую цилиндрическую. Такую же рукоять имеет и томагавк.

Индейский томагавк изначально изготавливался из камня. Превращение его в тот томагавк, который теперь стал широко известным произошло в 18 веке. Оно было связано с колонизацией Северной Америки переселенцами со Старого Света и имеет свою богатую историю. Чтобы лучше ее понять, рассмотрим эволюцию обычного топора в Северной Америке.

Первые поселенцы в северо-восточной части США привезли с собой из Европы современные широкие топоры. Первоначально они предназначались для постройки домов и работ по дому, но сразу стало понятно, что топорам было суждено сыграть намного более серьезную роль в жизни поселений и развитии Северной Америки.

Густые бесконечные леса потребовали намного больше усилий, чем предполагало большинство колонистов — земля, к которой они столь отчаянно стремились, была плодородной, но обрабатывать ее можно было только после очистки, вырубая дерево за деревом.

обух

ВСТУПЛЕНИЕ

Белый человек очень быстро осознал важность топора и стал, как и индейцы, носить с собой небольшой топор как орудие труда и как оружие. В начале XVIII века с продвижением поселений на запад в восточны^ заселенных районах топор утратил свое значение. Но на границе для солдата и поселенца он продолжал служить жизненно важным предметом.

Большие топоры, привезенные ранними колонистами из Европы, были традиционными топорами для дровосеков и широкими топорами с широкими лезвиями, наподобие секир и длинными рукоятками.

Среди ранних колонистов также был популярен полутопор — называвшийся так из-за того, что лезвие было почти вертикальным, а задняя его часть (пятка) была направлена походной линии с торцом рукоятки (в отличие от распространенных типов топора с лезвиями, выступающими по обе стороны от торца).

После основания в Америке французских, голландских, английских и шведских колоний, колонисты быстро осознали потенциальную потребность в топорах и начали их широкомасштабный импорт. Вначале большинство поставок шло из Испании. Богатые запасы железной руды трех баскских провинций сделали их важными промышленными центрами. В основном, там производились топоры среднего веса (2-5 фунтов каждый) и их называли бискайские топоры. Голландский Утрехт стал другим важным производственным центром (эти топоры называли утрехтскими) — особенно для голландских и шведских торговцев. Топоры обычно перевозились в бочках, а рукоятки ставились уже на месте.

Англичане сначала покупали топоры у вышеназванных известных производителей, но вскоре быстро развили собственное производство в Шеффилде и Бирмингеме. К началу XVIII века они вытеснили практически весь испанский, голландский и шведский импорт из областей, находящихся под контролем Британии. Колонисты, также, быстро воспользовались создавшимся преимуществом и начали производство с помощью местных кузнецов. Некоторые из кузнецов даже жили в индейских поселениях, ковали и чинили железное оружие и домашнюю утварь. Интересно заметить, что французы импортировали свой топор и этот образец был назван французским топором по месту его производства.

ВСТУПЛЕНИЕ

Основное количество топоров в XVII и XVIII веках изготовлялось вручную. Этот способ доминировал до середины XIX века, когда в практику широко вошла отливка. Простой топор обычно изготовлялся из двух частей. Полосу железа нагревали и сгибали вокруг съемной металлической формы, делая таким образом отверстие (проушину) для рукоятки. Концы полосы сваривались вместе, формируя лезвие. Для режущего края лезвия приваривалась тонкая полоса более ценного и прочного металла. Далее поверхность подвергалась обработке для сглаживания неровностей (рис.7). Большинство видов топоров делались по данному образцу, но в дальнейшем к обуху приваривали дополнительную полосу металла, чтобы изготовить необходимый прямоугольник, трубку, острие в зависимости от предполагаемого использования обуха. На рис.8 (слева-направо) — круглый обух, прямоугольный обух, обух пика, обух молот, обух трубка (томагавк), обух эспонтон (томагавк).

В архивах США сохранились письма с жалобами на недобросовестных производителей, которые не делали стальной полосы на режущем крае. В основном это происходило при торговле с индейцами, хотя некоторое количество таких топоров было найдено на местах сражений времен войны между французами и индейцами. Без этой стальной добавки топоры из мягкого железа быстро тупились, гнулись и часто дробились по краям.

При менее распространенных способах производства топоров использовалось:

— высверливание проушины в цельной металлической заготовке

— изготовление лезвия из двух металлических полос с добавлением сверху стальной вставки между ними и стальной полосы на режущем крае лезвия и др.

В XVIII веке рукоятка обычно была прямой (и оставалась таковой до середины XIX вёка). Как правило рукоятка по всей длине соответствовала диаметру проушины. Наибог лее распространенными при производстве рукояток были твердые породы дерева — клен, гикори, ясень, ореховое дерево.                     ».!

Первые топоры, привозимые в Америку из Европы, были большими, с тяжелыми лезвиями (2-5 фунтов; около 6 дюймов в длину). При их изготовлении использовалась моВСТУПЛЕНИЕ

Рис.10

дель с европейским круглым обухом и с низко выступающим лезвием, (рис 9.). Широкие потребности Нового света очень скоро привели к проведенионекоторых модификаций:

1) уменьшение размеров,

2) изменения в весе и балансировке,

3) нововведения в обух.

Широкое применение топоров быстро привело к тому, что производители стали делать небольшие топоры для того, чтобы такие топоры было удобно носить на поясе (ремне). Эти небольшие ременные топоры все еще повторяли стиль, модель больших топоров. Они часто применялись до 20-х годов XVIII века (их вес до 2-х фунтов, см. рис.10,11), тогда как большие топоры применялись в домашнем хозяйстве и военном лагере.

У европейской модели топора с круглым обухом основной вес был сконцентрирован на длинном лезвии под рукояткой. От этого центр тяжести смещался в сторону и таким образом терялась мощь при сильном режущем ударе. Американцы боролись с этим следующими способами:

— укорачивание лезвия для снижения его веса в области под проушиной,

— добавление прилива на задней части топора для укрепления рукоятки и увеличения веса в центральной части,

-увеличение массы над проушиной путем приваривания дополнительной металлической пластины над обухом (обычно прямоугольной формы).

Этот новый прямоугольный обух полностью закрепился к 1750 г. Именно такая модель называлась американским топором. Топоры и с круглыми, и с прямоугольными обухами производились и использовались весь XVIII век, а последний даже сейчас используется кое-где в Европе.

В основном, видоизменения в обухе и другие стилевые изменения происходили до американской войны за независимость.

В XVII веке солдат-поселенец носил с собой в качестве холодного оружия шпагу. Когда стал использоваться топор, колонии разрешили его введение в качестве дополнительного оружия для своего ополчения. В результате многие стали заменять шпагу менее тяжелым и более полезным в применении топором. Ременный топор входил в стандартную

ВСТУПЛЕНИЕ

амуницию стрелка, а также многих подразделений ополчения и легкой пехоты.

Специальные подразделения очень часто применяли ременные топоры (например, британская легкая пехота), и томагавки — они были найдены на оружейных складах в Йор- ктауне. Для индейцев, естественно, любимым оружием был томагавк. Французские войска были вооружены ременными топорами в период колониальных войн, и использовали их в период американской революции. Помимо ременных топоров в армиях применялись и большие топоры (широкие топоры, топоры скво). В них постоянно нуждались рабочие отряды для постройки жилищ и укреплений, подготовки площадок для лагеря, а также для повседневных домашних дел. Такие большие топоры весили обычно 3-5 фунтов (в отличие от ременных топоров, вес которых был около 1-2 фунтов), см. рис.12.

При классификации топоров колониального периода практически невозможно описать характер их эволюции. Все они использовались в одно и то же время, различаясь лишь в зависимости от территории и традиционных предпочтений. Индейцы предпочитали топоры с круглым обухом и дополнением-трубкой, но белые люди использовали топоры, отличавшиеся широким разнообразием. Вообще, топоры можно условно разбить на 2 категории:

1. Модель с круглым обухом (рис. 10,11). Будучи традиционной европейской моделью, такие топоры были почти универсальными в XVII веке и продолжали доминировать в течение XVIII века, пока не были вытеснены американскими топорами с квадратным обухом около 1800 г.

2. Модель с квадратным обухом или американский топор (рис.13). Такие дополнения к топорам стали появляться в начале 18 века и полностью утвердились к середине 18 века. Среди их основных характеристик — квадратный (прямоугольный) обух, более короткое лезвие (по высоте) и обычно небольшие приливы вдоль рукоятки.

Как уже упоминалось, особо популярным у американцев был ременной топор. На рис.14 вы видите способы ношения такого топора: лезвие оборачивалось тканью и топор укреплялся либо в петле, пришитой к кожаному ремню иа поясе, либо на специальной портупее — рис.15 (справа).

Крепление рукояток к ременным топорам производи-

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

лось в конусообразных проушинах спереди. На рис.15 показаны способы (слева-направо) крепления:

1) один деревянный клин,

2) тяжелый железный клин,

3) грубый железный клин в середине,

4) два деревянных клина в середине,

5) кожаная прокладка.

Рис.15 (внизу) — пехотинец с ременным топором.

На рис.16 — различные варианты ременных топоров.

Топор моментально стал большой ценностью для индейцев. По сравнению с грубой дубинкой и каменным томагавком это железное орудие казалось чудом. У него было острое лезвие, он был сбалансирован для удобства броска в бою, его было легко применять в домашнем хозяйстве и относительно удобно носить с собой. Индейцы обычно расплачивались мехами, что было очень выгодно для торговца. С целью торговли колонисты стали производить сотни тысяч топоров в Европе и в дальнейшем в Америке. Только в 1765 году торговец Уильям.Джонсон подсчитал, что ему необходимо около 10 ООО топоров для торговли с индейцами (по цене — 3 шиллинга за штуку).

Большая важность томагавка для индейских племен в дальнейшем была связана с принятием его в качестве символа войны и власти.

Индейцами были испробованы различные модели топоров (рис.17) и постепенно они остановились на вариантах, имеющих навершия на обухе и специфическую форму лезвия и рукояти. Этот вариант и получил название томагавк.

Слово томагавк возникло у индейцев-алгонкинов. К этой группе индейцев в Джеймстауне, штат Виргиния, относятся племена: могикане, делавары, одживе, кри, монтанье, наскапи, чейены. Эти индейцы называли свои топоры тома- хак или томахакан. Слова топор и томагавк, сменяя друг друга, использовались в Америке на протяжении всего XVIII века, пока томагавк не выделился к концу XVIII века в самостоятельную группу оружия со своими специфическими признаками.

В конечном итоге, в результате естественного отбора индейцы, которые не только использовали европейские топоры, но и сами активно участвовали с разработках все более усовершенствованных моделей томагавков, пришли к 5-ти

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

основным типам томагавков, которые из-за своей формы поя- учили названия: эспонтонный томагавк (рис.18), пиковый томагавк (рис. 19,20), алебардныйтомагавк (рис.21), томагавк молот (рис.22), трубчатый томагавк (рис.23).

Самыми распространенными стали трубчатые томагавки, многие из которых (рис. 22-23) представляют собой настоящее произведение искусства.

Трубчатый томагавк характерен добавлением трубки к обуху томагавка и высверливанием (или прожиганием раскаленным прутом) отверстия по всей длине рукоятки. Таким образом можно было объединить использование боевого клинка и применение рукояти для индейского традиционного курения. Такой томагавк часто применялся многими дровосеками и солдатами в качестве дополнительного неофициального оружия.

Трубчатый томагавк был уникальным индейским изобретением и стал наиболее популярной моделью наравне с обычным ременным топором. Созданный вскоре после 1700, он получил широкое распространение к 1750.

Для трубки на томагавке использовалась часть металлической трубы или часть ствола огнестрельного оружия, переделанная под дополнение для топора.

На многих томагавках делали гравировку с различными опознавательными знаками: геометрическими рисунками, рисунками из точек, именами владельцев. Некоторые из этих гравировок можно сегодня опознать — обычно они говорили о производителе, оружейной мастерской, торговой компании или городе, где оружие было произведено.

Трубчатые томагавки часто были с серебряными трубками и инкрустацией на дорогих томагавках для индейских вождей. Рукоятка разделялась пополам и в ней выжигалось или высверливалось отверстие для курения. На конце рукоятки прикреплялся мундштук.

Пиковый томагавк — томагавк с пикой на обухе возник в начале XVIII века. Эта модель стала очень популярной к 1750. Такие топоры были очень популярны среди ирокезов в северо-восточном и центральном регионах.

Томагавки с обухом молот применяются в контактном бою для сильных оглушающих ударов. Томагавки с такими обухами достигли пика популярности к 1750г.

Томагавки-алебарды с короткой рукояткой, служили в

ВСТУПЛЕНИЕ

с:


ВСТУПЛЕНИЕ

Рис.21


ВСТУПЛЕНИЕ

Рис.22

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Рис. 24

ВСТУПЛЕНИЕ

качестве церемониальных предметов у индейских вождей. Эта томагавка утвердились во второй четверти 18 века.

Хват томагавка (рис. 24) и его метание (рис. 25) не имеют существенных отличий от метания боевых топоров, рассмотренных нами в предыдущих статьях. Правда, рукоять томагавков обычно немного толще, чем у топоров, однако, это не имеет принципиального значения для техники броска.

КОРОТКОКЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ

В предыдущих статьях мы довольно подробно рассматривали технику метания ножей. Сейчас мы хотели бы остановиться на применяемой в ниндзютсу технике движения рук при бросках короткоклинкового оружия, к которому относятся ножи, кинжалы, кортики, штык-ножи и пр.

В ниндзютсу традиционно существует несколько подходов к описанию техники движения по способу энергетического включения; ментальный — по условной степени участия сознания; эмоционально-образный — по доминирующему эмоциональному состоянию, сопутствующему броску; механический — учитывает только физику и механику движения тела

НИ1ЩЗЯ.

В школах ниндзютсу придерживаются смешанной классификации описания техники. По ней отдельные движения, приемы и целые серии движений получают названия в зависимости от того, что считается принципиально важным для их выполнения. В одном случае — это абстрактный образ, в другом — конкретное действие.

Механистический подход к описанию движений во многом проигрывает по сравнению с традиционным подходом, так как изменяет изначальную систему акцентов, скрывая тем самым оригинальную суть приемов.

В метании различают несколько техник броска: пальцевая, кистевая, локтевая, рывковая, толчковая, маховая и техника плети.

Пальцевая техника особенно важна для эффективных бросков. В отличие от бросков других видов оружия, ножи требуют автономной работы пальцами, независимо от движения рук. Большое количество неожиданных и резких бросков проводится только в этой технике. Основная ее сложность со- сюит в плотном обхвате и контроле оружия во время перевода или перехвата. В большинстве случаев пальцевая техника сочетается с движением всей руки, придавая броску резкость, хлесткость и законченность.

Кистевая техника позволяет выполнять броски резким изменением положения кисти руки с одновременным переводом или без него. Движение руки в подготовительной фазе кистевого броска может быть любым.

Локтевая техника позволяет делать резкие выбросы руки без включения силы корпуса. При этом локтевой сустав может служить неподвижной точкой опоры для разгибания руки или смещаться в любом направлении для увеличения скорости броска. Большая часть бросков требует совмещения в одном импульсе трех сил: локтя, запястья и пальцев, причем основу составляет движение локтя. Особенно важна локтевая техника в бросках сложной траектории, где допускается сочетание разнонаправленных движений и, соответственно, требуется особая четкость.

Рывковая техника применяется в тех случаях, когда метающая рука сильно отведена в сторону, противоположную направлению броска. Плечо начинает движение и рывком вытягивает руку на бросок. При этом техника самого броска может быть любой.

Толчковая техника так же, как и рывковая, легко совмещается с любой другой в процессе броска. Основу толчковой техники составляет сильное движение плечом в направлении броска. Толчок может быть резким и импульсивным, либо продолжительным и давящим. В обоих случаях участие в толчке спины и поясницы обязательно. Эффективный толчок, в отличие от рывка, возможен только тоща, когда в начальном положении броска предплечье направлено в сторону метания.

Маховая техника основана на силовом вращательном движении прямой рукой. Эта техника используется в основном при бросках полным хватом оружия, когда нож плотно лежит в руке. Большая амплитуда движения в маховой технике затрудняет одновременное применение переводов и перехватов оружия из-за сильного центробежного ускорения. Начало броска в маховой технике такое же, как и в рывковой, но рука не сгибается. Большая амплитуда движений при ма-

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ховой технике требует особенной устойчивости и пружинистости стойки.

Техника плети — одна из самых эффективных в системе ниндзютсу. Это, в то же время, один из самых сложных разделов динамики бросков. Если все остальные техники усваиваются относительно свободно, то плеть требует постоянной внимательней отработки всего движения и отдельных его Компонентов. Несмотря на сложность выполнения, большая часть бросков типа плеть относится к движениям простой траектории, когда все части руки работают в одном направлении, в одной плоскости и по кратчайшей траектории.

Техника плети сочетает в себе все описанные выше техники. При этом основа всех бросков — совмещение ритмов движения рук, ног, корпуса с начальным импульсом из области живота и поясницы — остается неизменной.

Образ движения плеть ассоциируется с принципами нанесения удара длинным бичом: роль рукоятки выполняют стойка и корпус, а в роли рабочей части бича выступает рука. В ударе бичом резкость и хлесткость зависят не только от силы выброса, но и от силы создаваемого рукой обратного момента. Это означает, что в заключительной фазе удара ручка бича резко отдергивается назад. Бросок плеть полностью копирует эту технику: сильный импульс из корпуса передается в руку и дойдя до кисти руки встречается с силой обратного момента, создаваемого коротким, но мощным отводом плеча в сторону или назад во время фиксации конечного положения броска.

Слаженность выполнения всей последовательности движений в технике плети зависит от правильности распределения силы начального импульса. В качестве начального положения может быть выбрана любая стойка. Рука также может начинать движение из любого положения, техника включения мышц рук будет зависеть от того, какое движение выполняется в технике плети: толчок, рывок или мах. Для рывкового плетевого броска удобно начинать движение руки от живота, а для толчкового плетевого оружие должно быть выведено вперед, в направлении предполагаемого метания.

В исходном положении позвоночник должен_быть слегка согнут. Резкое распрямление позвоночника в области поясницы вместе с сокращением мышц живота Дает единый импульс всему движению, распространяющийся из пояснич-

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ной области в руки и ноги, одновременно с подключением спины и плечевого пояса. Часть потока, направленная в ноги, позволяет сделать пружинистый рывок вперед. Часть потока, направленная в спину, передается в руки. Последовательная передача волны импульса — необходимое условие.

По направлению движения все броски описываются в ниндзютсу системой пяти первоэлементов: прямые, сверху, снизу, боковые раскручивающие, боковые скручивающие.

Различные варианты сочетания этих характеристик в одном броске рождают все многообразие метательной техники. Механическое разучивание всех вариантов практически невозможно, поэтому в школах ниндзютсу применяют два метода тренировки для усвоения системы. Первый метод — формальный. Адепт разучивает многочисленные традиционно сложившиеся комплексы формальных упражнений, позволяющих перейти на качественно новый этап свободного метания в любой технике. Этот метод работает на подсознательном уровне. Второй метод — медитативный, позволяющий создать и закрепить в сознании необходимые динамические структуры. Соединение этих двух методов тренировки дает возможность контролировать и свободно менять ритмику и технику метания. На рис. 1 показаны некоторые виды ножей и кинжалов. На рис. 2-12 изображены -штык-ножи известных оружейных фирм Fiskars и Hackman.

ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ

Бумеранг — один из древнейших видов оружия, используемого человеком. Он появился задолго до изобретения лука и стрел, примерно 2400 лет назад, развившись из обыкновенной палки, метаемой по дичи.

Первым, кто увидел австралийских аборигенов и бумеранга, был капитан Кук, прибывший на материк в 1770 г.

Слово бумеранг взято из языка племени Турувел, проживавшим в районе реки Джорджа в Новом Южном Уэльсе, и означает ветер.

У аборигенов существует три вида бумерангов:

1. Ритуальный для особых церемоний.

2. Невозвращающийся — смертельное оружие в умелых руках.

3. Возвращающийся назад — сохраняет все полезные свойства предыдущего бумеранга плюс возврат в точку метания при неудачном броске в цель.

В этой статье мы опишем возвращающиеся бумеранга. Их изготавливают из мангрового дерева, которое очень твердо. Аборигены сначала разогревают бумеранги в горячей золе, а затем вымачивают в воде. Большинство украшаются узорами. Аборигены различных областей Австралии наносят на бумеранга свои особенные узоры (рис.1-2).

Длина их 300-762 мм. Верхняя поверхность изогнута, нижняя — плоская. Угол излома бумеранга может быть любым (рис. 1-3). Бумеранга летают и возвращаются назад по довольно сложной траектории (рис. 4-8).

На рис.9,9а — различные бумеранги аборигенов.

За пару минут вы сами сумеете сделать бумеранг из картона.

В статье даны инструкции метания бумеранга для левшей и правшей. В некоторых случаях имеются две диаграммы с индексами r.h. (для метания с правой руки) и l.h. (с левой). R.h. и l.h. — это сокращения от английских right-handed и left- handed. Отдельные рисунки изображают правшей. Если вы левша, подставьте к странице зеркало и увидите в нем, как выполнять прием метания вам.

Картонный бумеранг.

Вырежьте из плотного картона заготовку длиной 76- 152 мм (рис.9). Загните вверх один конец по линии АС (рис.10). Очень важно сделать это правильно. На рис.11 дано плоскостное изображение бумеранга.

Положите бумеранг на плоскую поверхность (например, статью) и зажмите вершину большим пальцем, как показано на рис.12. Указательным пальцем другой руки щелкните по концу бумеранга. Он полетит. Тренируйтесь запускать бумеранг, помещая свободный конец под различными углами.

Теперь сделайте другой бумеранг или загните конец под большим углом. Вы увидите, что траектория полета изменится.

Научные основы изготовления бумерангов.

Хотя австралийские аборигены изготавливают бумеранги веками, они не знают, почему бумеранги возвращают-

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

о ^^

ВСТУПЛЕНИЕ

G ■

о

Q NT/О

ся назад. Невозможно найти два одинаковых бумеранга, летящих по одинаковой траектории.

Детальное объяснение принципов полета достаточно сложное, поэтому мы остановимся на наиболее важных моментах.

1. Подъемная сила вызывается прохождением потоков воздуха над изогнутой поверхностью (рис.13)

2. Вращение бумеранга в плоскости придает полету устойчивость благодаря эффекту гироскопа. На рис.14 показан раскрученный гироскоп, который сопротивляется попытке его поворота, стремясь сохранять неизменное положение.

Первый принцип легко проверить и самому. Проденьте веревку сквозь кусок изогнутого картона и подуйте. Вы увидите, что он начнет подниматься (рис.15).

Но почему же бумеранг возвращается назад?

Летящий бумеранг похож на вращающуюся лопасть вертолета (рис.16). Когда вертолет разворачивается, его лопасти вращаются почти в вертикальной плоскости. На бумеранг, брошенный вертикально, действуют подъемные силы разной величины — сверху большей, снизу меньшей. Поэтому верхняя часть бумеранга стремится повернуться вокруг себя (рис.17). Но брошенный с большой скоростью бумеранг направит силу поворота вбок по дуге (рис.18) и если бумеранг летит достаточно долго, он сделает полный круг и вернется к метателю. Цифрами обозначены: 1 — большая подъемная сила, 2 — вращающий момент, 3 — меньшая подъемная сила, 4 — траектория полета.

Обычная орбита полета бумеранга (рис.19) составляет в диаметре 18-27 м, высота — 9’м. При этом у каждого бумеранга эти показатели свои и они не очень изменяются от скорости его полета.

Правильно, брошенный бумеранг сначала летит вертикально, а затем горизонтально. Делает 10 оборотов в секунду, продвигаясь вперед со скоростью около 100 км/ч. Обычно полет длится около 10 секунд.

Деревянные бумеранги.

Деревянный бумеранг с помощью современных инструментов можно изготовить за несколько часов. Вам понадобится небольшая пилка, напильник и наждачная бумага.

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Рис.11 L.H.


ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Рис.19

Рассмотрим 3 варианта бумерангов. В качестве материала для первого бумеранга подойдет фанера толщиной 6-8 мм, 40×15 см. На рис.20 даны контуры бумеранга (каждый квадрат 2,5×2,5 см).

Вырежьте бумеранг из фанеры и обработайте напильником так, чтобы в сечении по указанным на рис.21 линиям получилась такая конфигурация.

Начните с конца, за который будете браться (рис.22). Затем обточите остальные части. Они должны выглядеть в сечении как на рис.23. Чем аккуратнее будет обработана поверхность, тем лучше бумеранг будет летать. После обработки напильником зачистите бумеранг наждачной бумагой. Чтобы он не покоробился под воздействием воды, покрасьте или покройте его лаком.

Второй бумеранг (рис.23а) можно выпилить из листа фанеры толщиной 8 мм. Для этого на лист наносится сетка. Размер ее ячеек 50×50 мм. На сетку переносится рисунок и наносятся линии контрольных сечений. Вырезается с помощью лобзика, и круглым драчевым напильником на ней пропиливаются углубления в соответствии с изображенными на рисунке сечениями. Затем деталь обрабатывается рубанком, рашпилем, напильником и шкуркой, окрашивается. Внизу на рисунке показано, как запускать бумеранг и как его ловить, когда он вернется обратно.

В центре — наиболее простая траектория полета.

Чтобы сделать 3-й (очепь хорошо летающий) бумеранг, вам потребуется квадратный лист фанеры (сторона квадрата — 400 мм) толщиной около 10 мм. Для начала он расчерчивается на клетки со стороной 20 мм, и контур бумеранга с рис. 23а переносится на фанеру. Далее следует аккуратно выпилить заготовку лобзиком и прострогать с одной из сторон лопасти так, чтобы к их концам толщина заготовки плавно уменьшалось от 10 мм. в середине до 6 мм. Теперь наносится линия максимальной толщины поперечных сечений — чтобы построить ее, достаточно в любом сечении отложить четверть его длины от передней кромки каждой из лопастей и соединить полученные точки плавной линией. Теперь с помощью рубанка и рашпиля скругляют лопости так, чтобы спереди они получились округлыми, а сзади — заостренными. Лучше всего сначала сделать два-три шаблона из картона или фанеры, как

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

•Т

\ ^

t
1/ / / /

Я

У \

L_k_____ / /________ jL

р

‘hc. 23 a

Рис.25


ВСТУПЛЕНИЕ

Ui /

• iii ; / I i :;; *

\ L.H ^ Рис29


ВСТУПЛЕНИЕ

показано на рисунке, и в процессе работы контролировать по ним правильность обработки профиля лопастей.

В завершение надо тщательно отшлифовать бумеранг шкуркой, прошпаклевать дефекты и окрасить (рис. 24-26).

Искусство метания бумеранга

Тренироваться лучше в тихий безветренный день, где- нибудь в поле. Возмите бумеранг как показано на рис. 27, затем бросьте.

Существует три правила успешного броска:

1. Бели дует легкий ветерок, определите его направление и бросьте бумеранг под углом к ветру (рис.28).

2. Выпуская бумеранг из руки, придавайте ему вращение.

3. Не вращайте бумеранг горизонтально. В начале полета он движется вертикально (см.рис.29-30).

Если бумеранг упадет впереди вас, значит вы придали ему очень сильное вращение. Уменьшите его или запустите не строго вертикально, а под небольшим наклоном. Если он упадет позади вас, то усильте вращение.

Через час практики вы станете достаточно умелым специалистом. Постепенно приближая место падения бумеранга к себе, вы сможете ловить его на лету.

Трюки.

Чтобы научиться бросать бумеранги также хорошо, как и австралийские аборигены, нужны месяцы и годы практики. Мастера метания просто держат открытой ладонь, и бумеранг прилетает прямо в нее.

Наибольшая дальность броска бумеранга достигает 230