Портал боевых искуств

Хунгар (Или На Пекинском Диалекте Хунцзяцюань) — «Кулак Семьи Хун» — Один Из Самых Известных Стилей Ушу Южнокитайской Провинции Гуандун

Хунгар (или, на пекинском диалекте, Хунцзя-цюань) — «Кулак семьи Хун» — один из самых известных стилей ушу южнокитайской провинции Гуандун. В наши дни он поль­зуется значительной популярностью, в том числе в некото­рых странах Запада, вде известен под названием «кунфу Хунгар».

Популярность стиля объясняется его высокой боевой эффективностью и тем, что в нем нашли свое отражение все лучшие качества других стилей,— мощь, сила, быстрота, ловкость, храбрость и т.д.

Как это принято в Китае, существует немало легенд, по- разному трактующих происхождение данного стиля. Со­гласно наиболее распространенной из них, у его истоков стоял мастер стиля тигра, лучший боец монастыря Южный Шаолинь, монах Чжи Шань. После сожжения монастыря маньчжурами Чжи Шаню пришлось бежать и пуститься в странствия. В провинции Гуандун его другом и учеником стал некий продавец соли по имени Хун Цзигуань (Хун Игуань), который полностью перенял его искусство. Этот торговец Хун Цзигуань якобы стал потом основателем сти­ля Хунгар.

Дальнейшие события излагаются в двух версиях. Со­гласно первой из них, закончив обучение у Чжи Шаня, Хун Цзигуань женился на женщине по имени Фань Юнчунь. Она тоже владела боевыми искусствами. Более того, Фань Юнчунь разработала собственный стиль, который основы­вался на движениях журавля. Отец Юнчунь был убит в схватке очень сильным бойцом, чье имя затерялось во вре­мени. Юнчунь понимала, что несмотря на мастерское вла­дение ушу, сама она не сможет одолеть в бою убийцу. По­этому, выйдя замуж за Хун Цзигуаня, Юнчунь упросила его отомстить обидчику, обещая при этом обучить супруга «жу­равлиным» передвижениям и уклонам, чтобы тот стал со­вершенным мастером ушу. В течении трех лет Хун Цзигуань совершенствовал технику журавля и соединял ее с техникой тигра. Затем с помощью этого нового объединенного стиля тигра и журавля он победил убийцу отца Фань Юнчунь.

По другой версии (которая кажется нам более правдо­подобной), после завершения обучения у наставника Чжи Шаня мастер Хун Цзигуань дополнительно овладел техни­кой ведения ближнего боя, а также секретами «внутренней работы» (нэйгун) стиля журавля у мастера Фу Цзяныпэня. Завершив свою подготовку, он бросил вызов любимцу цин- ского губернатора провинции, ученику таинственного Бе­лобрового даоса, прославленному мастеру Фэн Даодэ. Из этого боя Хун Цзигуань вышел победителем, что создало ему репутацию выдающегося мастера ушу. У него появилось множество учеников, благодаря которым созданный им синтетический стиль (Хунгар) стал самым известным сти­лем южного Китая.

Еще одна легенда приписывает создание стиля Хунгар организатору и главному руководителю восстания тайпи- нов (1850-64 гг.) Хун Сюцюаню (1814-1864). Хун Сюцю- ань сумел поднять на борьбу с маньчжурскими властителя­ми Китая огромные крестьянские массы, его армия нанес­ла ряд серьезных поражений цинским войскам. Восстав­шие даже создали собственное государство со столицей в Нанкине. Все же после 14 лет борьбы восстание было по­давлено, а Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством. Но в тайных обществах постоянно циркулировали слухи о том, что он остался жив и скоро вернется для восстановле­ния попранной справедливости.

Хотя версия о создании стиля Хунгар предводителем повстанцев Хун Сюцюанем весьма сомнительна, в глазах китайцев она выглядела чрезвычайно привлекательной.

Еще бы. Каждому патриоту хотелось стать причастным к наследию великого героя, приобщиться к наследию круп­нейшего тайного общества «Хунмэнь» (Врата Хун). Вероят­но, именно в этом кроется причина того, что Хунгар стали напрямую соотносить с обществом «Хунмэнь».

Как бы там ни было с историей, стиль Хунгар из-за сво­ей легендарности и связанной с ней престижности, а также благодаря боевой эффективности, получил широчайшее распространение на юге Китая и породил множество от­ветвлений. Часть этих школ произросла из отдельных ком­плексов (таолу), разработанных Хун Цзигуанем и взятых кем-либо из его учеников качестве канона. Но чаще в их ос­нову клали базовую технику, основные способы тренировки и принципы ведения боя, к которым добавляли те или иные местные наработки.

Надо сказать в этой связи, что подавляющее большин­ство школ народного ушу строило свой тренинг не на изу­чении таолу, а на освоении базовой техники, отработке свя­зок, подготовке тела и т.д. Обычно таолу использовали те ученики мастеров, которые по каким-то причинам не смог­ли пройти полный курс обучения и овладеть стилем во всех деталях. Тогда они работали с изученными ими комплекса­ми, ибо последние в «зашифрованном» (скрытом) виде со­держат в себе все так называемые «секреты» того или иного стиля.

Известны две основные ветви стиля Хунгар, идущие от отца-основателя Хун Цзигуана. Опускаясь по одной из них, мы доходим до легендарного мастера ушу Вонг Фэй Хуна. Его слава была настолько велика, что казалось не было ни одного уголка Китая, где не знали бы этого имени. Он фи­гурирует во многих романах, пьесах и фильмах. Я думаю, что наши читатели в своем большинстве видели фильмы, посвященные этому мастеру. Например, такие как «Однаж­ды в Китае» (в главной роли Джет Ли) или «Пьяный мастер» (в главной роли Джекки Чан). Ведь по некоторым легендам Вонг Фэй Хун, помимо стиля хунгар, в совершенстве владел еще и стилем «пьяного». В свое время фильм «Пьяный мае- тер-1» побил все рекорды кассовых сборов в юго-восточной Азии. А фильм «Однажды в Китае» стал настолько популя­рен, что было выпущено 10 или 12 фильмов из этой серии (причем в пяти из них снялся Джет Ли).

Помимо всего прочего Вонг Фэй Хун был знаменит не только как непревзойденный мастер ушу, не потерпевший пи одного поражения, но и как выдающийся врач. Его ле­чебная клиника тоже славилась по всему Китаю.

Учителем Вонг Фэй Хуна являлся знаменитый мастер Вонг Лунь Юнг, прославившийся под прозвищем «Кван- тунский тигр». В свою очередь, среди многочисленных уче­ников Вонг Фэй Хуна наиболее известными стали мастера Лам Цай Винг и Танг Фонг.

Для того, чтобы сохранить на века духовные заветы, тактические принципы и технические приемы стиля Хун­гар, переданные ему учителем, Лам Цай Винг написал в на­чале XX века несколько учебников. В них он подробно рас­смотрел приемы работы в стиле тигра и журавля, а также в стиле некоторых других зверей, описал методы укрепления предплечий, т.к. «работа мостами» является одной из ос­новных в данном стиле.

Казалось бы, что этими книгами Лам Цай Винг открыл всем желающим доступ к большинству «секретов» стиля Хунгар. Однако на самом деле это не так. Его книги посвя­щены методам обретения высшего мастерства. Невозможно понять их без более простых приемов, тем более — приме­нить в бою. Для иллюстрации приведу простой пример: ес­ли человек не изучал арифметику, ему бесполезно изучать алгебру, а без изучения алгебры бессмысленно приступать к изучению высшей математики. Те же самые законы сущест­вуют в ушу. Не изучив простого, не имеет смысла изучать более сложное.

Другая ветвь генеалогического древа стиля Хунгар при­водит еще к одному легендарному мастеру — Фонг Сай Юку, которого за его непревзойденное искусство называли «императором ушу». От его последователей берет свое нача­ло вьетнамское ответвление ушу Хунгар, о котором дальше я скажу несколько слов.

После победы коммунистов в 1949 году Китай надолго стал страной, закрытой для иностранцев. Да и сейчас посе­тить южные провинции Китая не так уж просто. Кроме то­го, южный китайский диалект (кантонский) достаточно сильно отличается от северного (пекинского) диалекта. По­этому житель юга Китая может понять речь северянина лишь с большим трудом. Различия этих диалектов между собой более существенны, чем между русским языком и ук­раинским. Даже зная литературный китайский язык (пе­кинский диалект) вы не сможете объясниться ни с одним мастером в провинции Гуандун.

Поэтому практически единственным каналом распро­странения стиля Хунгар за пределы Китая в течение полуто­ра веков был Гонконг — британская колония с 1842 по 1997 годы. Мощный всплеск интереса на Западе к ушу совпал с периодом так называемой «культурной революции» в Ки­тае. Тогда многие мастера ушу из южных провинций Китая бежали в Гонконг. Судьба их оказалась различна. Некото­рые стали работать там в охранных агентствах и полиции, другие стали актерами театра, кино, телевидения, третьи вынуждены были готовить «быков» для местной мафии.

Нашлись и такие, кто уехал в США, Канаду, страны За­падной Европы, где они открыли свои клубы «Хунгар кун­фу». Но там они столкнулись с проблемой, типичной для любого серьезного наставника из Китая, Японии или Ко­реи. Как известно, подлинный мастер знает не так уж мно­го приемов, зато каждый его прием отточен до совершенст­ва. Его техника, тактика и воля лишены изъянов, хотя внешний блеск отсутствует. Кроме того, боевое мастерство обретают упорным трудом в течение многих лет.

Напротив, для подавляющего большинства европейцев и американцев главное казаться мастером, а не быть им. Они стремятся в кратчайшие сроки выучить как можно больше замысловатых «тао», причем из разных стилей, и показать как можно больше трюков вроде поперечного

ИСТОРИЯ СТИЛЯ ХУНГАР

^ А

m (fc

Л -Ф-

Й»]

«ч Л.

if- ^ Т

& & & MIMJJK^»*?-

м Й £ я*

Йг Jb

it

л

яь ^

t)

Д. Л»

4 #

я

Л 3″J Л

-f ^ *

т т

^ ^

^ * *

»*з л

Л

^ од

at

Зе «.

-ft 4 &

Я №

* —

# «.-il»l

Ш А

^ сл

^ —

.A ii 4

4- £

ЙЧ

#

3

A A

£

-J-

n

A tfc •If-

Л

^ m

• я IM

tb

&p

ja &

•tfc tfc

m

M A

ж

O/K flЈ3

il: A A **

S3»

^ ^ th

sf

J^p               ^

tr & &

& 51-4 I,vc

4s fg) ^^

& Й

^ m 4k

tr

tH m jf-

ИСТОРИЯ СТИЛЯ ХУНГАР

шпагата, разламывания дощечек или высоких прыжков. На людей несведущих в боевых искусствах такой «цирк» про­изводит сильное впечатление. Однако никто из этих псев­домастеров не может применить свою акробатику не только в реальной жизни, но и на ринге. Тем не менее, наставники с Востока вынуждены были подстраиваться под требования клиентуры, преподавать большей частью не то, что эффек­тивно, а то, что эффектно по форме и неглубоко по содер­жанию. К тому же не все наставники являются мастерами, среди китайских эмигрантов было и есть много прохиндеев, подвизающихся на поприще ушу исключительно ради зара­ботка.

По указанным причинам на Западе сейчас распростра­нено мнение, что ушу (в том числе Хунгар) хорошо выгля­дит только на сцене или в кино, но для реального боя оно неприменимо. Вот кик-боксинг или муай тай — совсем дру­гое дело. В ответ на это хочу сказать, что чемпион по кик­боксингу имеет примерно такие же шансы победить масте­ра народного ушу, как 10-летний подросток — здоровенного взрослого мужика.

Что касается России и других стран СНГ, то здесь мне довелось встретиться с еще одним ответвлением стиля Хун­гар, которое называется Хун За Куэн. Это вьетнамская раз­новидность знаменитого китайского стиля. Она интересна тем, что в ней базовая техника китайского стиля Хунгар (Хунцзя-цюань) причудливо переплелась с приемами раз­личных вьетнамских стилей и с чисто вьетнамской манерой исполнения (китайцы в отличие от вьетнамцев работают более жестко, экономично и просто). Весьма забавно слы­шать от представителей этой вьетнамской ветви, что только они одни являются носителями традиций данного стиля, т.к. в Китае его больше не существует. Видимо на Китай об­рушилась странная эпидемия, которая умертвила избира­тельно одних лишь мастеров стиля Хунгар. В действитель­ности же стиль не только жив, но и широко распространен в КНР.