Портал боевых искуств

  • .

I I

I i

Рис. 86. Различные виды бо-сюрикэнов Верхний ряд — сюрикэны школы Катори Синто-рю, нижний ряд — сюрикэны Нэгиси-рю

i

Кобори-рю, Кодэн-рю, Сёсё-рю.

зи)-сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн делали из двух металличес­ких колец в форме колеса ветряной мельницы. А мандзи- сюрикэн и нагарэ-мандзи обрабатывали ядами и предназна­чали для нанесения царапающих ран.

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др., используются самые различные способы метания сюрикэнов. Броски выполняют из разных пози­ций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок без оборота (тёку- дахо). При броске вращение вокруг поперечной оси стара-

i

/

Рис. 88. Техника метания бодзё-сюрикэн: сверху — бросок без оборота (тёку-дахо); снизу —бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо)

ются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бод- зё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов (рис. 88—89).

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быст­ро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкрут­кой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вра­щению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно уве­личивает дальность и точность броска.

Однако Нава Юмио отмечает, что в старинных наставле­ниях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать

Рис. 89. Приемы метания и способы хватов сюрикэнов. Сверху слева — движение руки при броске ёко-ути, справа — движение при броске хон-ути, под ними — движение руки при броске гяку-ути, справа — правильный способ хвата бодзё-сюрикэн, внизу — правильный хват дзюдзи-сякэн

двояко. С одной стороны, сюрикэны могли считаться секрет­ным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Одна­ко, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди япон­ских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, спо­собы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Ниндзя должен был научиться метать сюрикэны из любо­го положения — стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и левой руками, по разным траектори­ям, с выхватыванием из разных мест — из-за отворота курт­ки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д. Напри­мер, в Катори Синто-рю в разделе сюрикэн-дзюцу изучают 7 базовых способов метания (омотэ-но сюрикэн), 8 способов средней сложности («гогё-но сюрикэн» — «сюрикэны 5 пер­воэлементов») и 9 секретных способов (гокуи-но сюрикэн).

В качестве основных способов метания сюрикэнов мож­но назвать следующие (рис. 90):

6               5 4                        3 2 1

Рис. 90. Техника метания бодзё-сюрикэн: вверху — тодзи-но ката; во втором ряду слева — ёко-ути; справа — хон-ути; в третьем ряду слева — дза-ути; справа — гяку-ути; в нижнем ряду (слева направо) — хандза тодзи-но ката, хандза гяку-ути, хандза ёко- ути, хандза хон-ути


Рис. 91. Техника метания бодзё-сюрикэн: вверху — переход от броска сюрикэна к удару мечом; в середине слева — нэ-ути; справа — интю-ути; внизу — дзюдзи-ути

Тодзи-но ката — метание сюрикэна рукой, разноименной впереди стоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз;

Хон-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впе­реди стоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз;

Ёко-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впе­реди стоящей ноге, горизонтальным движением;

Гяку-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впе­реди стоящей ноге, вертикальным движением снизу вверх;

Дза-ути — метание сюрикэна вертикальным движени­ем сверху вниз в положении сидя на коленях (сэйдза);

Хандза тодзи-но ката — тодзи-но ката в положении на одном колене;

Хандза хон-ути — хон-ути в положении на одном колене;

Хандза ёко-ути — ёко-ути в положении на одном колене;

Хандза гяку-ути — гяку-ути в положении на одном колене.

Более сложные и специфические варианты метания сю­рикэнов включают (рис. 91):

Нэ-ути — метание сюрикэнов в положении лежа;

Дзюдзи-ути — одновременное метание двух сюрикэнов в две стороны, при котором правая рука выполняет бросок вертикальным движением сверху вниз в форме тодзи-но ката, а левая бросок ёко-ути;

Онкэн-ути («потайное лезвие») — метание сюрикэнов с мгновенным выхватыванием из потайных кармашков;

Интю-ути («[бросок, оставаясь] в тени») — бросок в кро­мешной тьме из положения лежа ничком на земле с мгно­венным вставанием и последующей сменой позиции;

Хая-ути («быстрое метание») — способ метания, при ко­тором сюрикэны бросают один за другим правой рукой, а большой палец левой руки, сжимающей несколько лезвий, движением, напоминающим выдвигание карты из колоды, один за другим подает «снаряды».

Сюрикэны совсем не обязательно метали по одному. Из­вестны способы метания одновременно двух и трех сякэн.

Благодаря одному такому броску ниндзя мог разом оста­вить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.

На какой же дистанции сюрикэн действительно опасен? Нава Юмио указывает, что дальность эффективного огня из японского фитильного ружья — около 55 метров, из лука — около 30 метров. Бодзё-сюрикэн можно прицельно метать на дистанции в 7—8 метров, а сякэн— 12—16 метров. О скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая по­словица, имевшая хождение среди последователей бу-дзюцу: «икки гокэн» — «один вдох-выдох, пять ножей», а согласно Наве Юмио, пять сякэнов бросают за 10—20 секунд.

При этом дистанция боя с противником, вооруженным копьем, алебардой или кусари-гамой, составляет около 5 с половиной метров. Дистанцию в 12—15 метров противник пробегал за каких-нибудь 2—3 секунды. Будучи вооружен копьем, он выходил на удобную для себя дистанцию и того быстрее. Следовательно, у бойца вооруженного сякэном или бодзё-сюрикэном при лобовом столкновении времени хва­тало лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую цель. В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь. Скорее бросок сюрикэна преследовал цель напугать противника, задержать, отвлечь его внимание. Затем надо было переходить к бою на стан­дартном оружии, каковым чаще всего являлся меч. Поэто­му во всех школах, включавших раздел сюрикэн-дзюцу, изучались способы метания с последующими ударами мгно­венно выхваченным мечом.

Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между глаз (микэн), виски (комэками), дыхательное гор­ло, область сердца, различные уязвимые места на руках и ногах (как правило те, где артерия проходит неглубоко) и другие. Так как главные мишени находятся на лице, ме­тание сюрикэнов отрабатывали на круглой мишени диа­метром около 24 см. Считается, что именно таково сред­нее расстояние от точки микэн до яремной ямки. Впро­чем, сами ниндзя называли сюрикэн-дзюцу «искусством, не превышающим третьей части» (самбука-но дзюцу), имея в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом. Поэтому умение в мгнове­ние ока осыпать область мишени градом сюрикэнов ста­вилось выше умения попасть сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие.

Сюрикэны использовали не только для нанесения уро­на живой силе врага. Ниндзя прорезали ими стены, заго­родки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали дыроч­ки для наблюдения, взламывали замки, использовали как подножки при лазании по деревьям и стенам и т.д. и т.п.

В рамках каждой из крупных традиций нин-дзюцу — Ига-рю, Кога-рю и Нэгоро-рю — сложились одноименные школы сюрикэн-дзюцу, но мы не располагаем о них прак­тически никакой конкретной информацией.

Способы ношения сюрикэнов

Считается, что ниндзя носили сякэны в кожаном ме­шочке на правом боку, а также рассовывали по разным потайным кармашкам: за отворотом, за спинной дощеч­кой брюк-хакама, в поясе. Бодзё-сюрикэны скрывали в нарукавниках, ножных обмотках, в оплетке ножен и т.д. Ниндзя мог иметь с собой до двух десятков сякэнов и с десяток бодзё-сюрикэнов.

Изготовление сякэнов

Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звез­дочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.

Легкие по весу сюрикэны можно метать с большой ско­ростью, но точность при этом остается низкой, а раны получаются неглубокими. Зато их можно носить в боль­шом количестве. «Скорострельность» при метании тяже­лых «звездочек», напротив, ниже. Но они лучше идут в цель, ими можно причинить очень тяжелые раны.

Толщина «звездочек» также сильно варьировалась. Они могли быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми — до 1 бу (3,03 мм). Обычно сякэны имели утол­щение в центре, а их лучи плавно истончались к кончи­кам. Это обеспечивало «звездочке» лучшую устойчивость в полете и соответственно точность попадания.

На общем фоне выделяется сэмбан-сюрикэн, считаю­щийся фирменным оружием школы Тогакурэ-рю, возглав­ляемой ныне Хацуми Масааки. У этой разновидности сю- рикэна, имеющей почти квадратную форму, центральная часть тонкая, а края толстые. Такая форма также обеспе­чивает довольно высокую эффективность «огня».

Обычно сюрикэны выковывали из высококачественной стали и во время доводки истончали в нужных местах на­пильником. Процесс изготовления многолучевых сякэнов был довольно сложным и трудоёмким. Как правило, их вырубали зубилом из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.

Нава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круг­лую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэ- на с толстой центральной частью и плавно истончающи­мися к кончикам лезвиями. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.

Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн, то сначала делали крестообразный сюрикэн, а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и раз­водили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих сторон, иначе точность бросков была бы крайне низкой.

Особую сложность в изготовлении «звездочек» представ­ляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном слу­чае они могли сломаться или погнуться, сделав невозмож­ным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. По­этому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте зака­лить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звез­дочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропус­кался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем рас­каленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нуж­ных частей лезвия.

Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нани­зать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.

Окраска сюрикэнов

Всем известно, что ниндзя стремились к полной неви­димости в темноте. Поэтому они использовали темные маскировочные костюмы, выкрашивали оружие и ножны в черный цвет. Точно также свои сюрикэны «невидимка» окрашивал в черный цвет, чтобы при метании ночью пре­дательский отсвет лунного света не выдал его врагу.

Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с уси­лием протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от ржавчины.