Портал боевых искуств

Иайдо Путь Меча — Это Родственный Кэндзюцу Стиль Боевого Искусства

ПОБЕДА ОДНИМ УДАРОМ

Иайдо, путь меча, — это родственный КэнДзюцу стиль боевого искусства. Он появился как способ защиты при отра­жении неожиданных атак и вражеских рейдов в Японии в XV и XVI веках.

Цель Иайдо — убить врага одним ударом меча, едва выхва­тив его из ножен. Для создания такой системы защиты были изучены обстоятельства многих неожиданных атак.

Занятия этим боевым искусством требуют серьезности, максимальной концентрации и мастерства. Каждое движение руки, ноги или тела должно соответствовать движению напа­дающего. Крайне важно соблюдать все правила.

Главное в Иайдо — невозмутимость духа. Храня спокой­ствие в душе, вы беретесь за рукоятку меча, молниеносным движением руки разрубаете врага, вкладываете меч в ножны и снова обретаете покой.

Всегда надо стремиться быть невозмутимым. Не владея самим собой, нельзя как следует овладеть и мечом.

Очень трудно добиться мастерства в Иайдо, даже если вы посвятите себя занятиям полностью, телом и душой. Однако это возможно при упорном, шаг за шагом, продвижении к наме­ченной цели через непрерывную практику. Многие люди отда­ли свои жизни для того, чтобы сделать искусство Иайдо та­ким, каким оно известно нам сегодня. И хотя сейчас на земле мир, на нас лежит обязанность передать эту часть культур­ного наследия следующему поколению.

Кацуо Ямагучи Токио, Япония

На тренировках отрабатываются приемы извлече­ния меча, отражения ударов, рубящие движения и, конечно, способы возврата меча в ножны. Во многих школах используют ката — систематически органи­зованные серии движений защиты против вообража­емого противника. Каждая ката содержит несколько принципов правильного обращения с мечом.

Приемы Иайдо передавались от учителя к учени­ку в течение сотен лет с момента появления искусст­ва. Всеяпонская Федерация Иайдо стандартизирова­ла методы обучения и занятий. В настоящее время, когда нет практики боевого применения и нет смыс­ла совершенствовать искусство меча или обновлять его приемы, Иайдо используется для развития ха­рактера.

В Японии есть и другие стили искусства меча, не­сколько отличные от Иайдо. Хотя во всех стилях есть блоки и удары мечом, все, что происходит после того, как меч извлечен из ножен, более точно называется Кэндо. В спортивных состязаниях Кэндока носит лег­кую броню, шлем и мягкие перчатки. Очки присуж­даются за поражение жизненно важных точек про­тивника бамбуковой палкой (синаи)[1]. В соревновани­ях участвуют и мужчины и женщины. Мужчины не имеют особых преимуществ, в поединке побеждает более искусный, а не более крупный или сильный.

Другой вид японского искусства меча называется Батто-Дзюцу, что означает «мастерство извлечения меча». В отличие от большинства школ Иайдо, где практикуют только формы-ката, в школах Батто от­рабатывают и отдельные реальные рубящие удары. Однако если насмерть зарубать партнеров одного за другим, скоро и тренироваться станет не с кем. По­этому вместо реальных партнеров при отработке силы и точности ударов используют мокрые сверну­тые соломенные маты, которые разрубить столь же трудно, как и живую плоть.

Почему же в Иайдо уделяется большое внимание именно извлечению меча? Когда-то доля секунды, разница в позициях на миллиметр могла решить ис­ход битвы на мечах. Даже простое прикосновение острого как бритва лезвия было смертельно опасно. Быстро вытащить меч и занять правильную пози­цию значило решить дело. Но в настоящее время мы занимаемся искусством, а не ведением боя, поэтому эффективность и правильность движений предпочти­тельнее смертоносной скорости и точности.

Совершенствуя технику, мы улучшаем концент­рацию, развиваемся физически, больше узнаем об истории боевых искусств и методах тренинга. Мно­гие занимаются Иайдо в дополнение к более эффек­тивным в смысле практической самозащиты стилям Каратэ-До, Дзюдо и Айкидо. В качестве основного боевого искусства оно подходит тем, кто избегает чрезмерных нагрузок. Привлекает Иайдо и коллек­ционеров японских мечей.