Портал боевых искуств

История Боевых Искусств Окинавы

1) История боевых искусств Окинавы

С выражением «Древние боевые искусства Окинавы» мы связываем те дисциплины, которые, в отличие от каратэ (чье название подразумевает бой пустыми, голыми (кара) руками (тэ)) используют различные виды оружия. Эти древние искусства, представляют собой часть обширной системы Окинавы, использующей многочисленные и характерные только ей виды оружия: БО, САИ, ТОНФА, НУНЧАКУ, НИЧО-ГАМА. Важную роль в их развитии играли географическое расположение и другие характеристики островов Рюкю — родины боевых искусств Окинавы.

Цепь Рюкю охватывает более 60 островов и распространяется вдоль полосы Тихого океана, пересекаемого 26-й параллелью северной широты. Окинава, самый большой из этих островов, расположен на расстоянии 500 километров от Кюсю, самого южного из больших островов Японии, 600 км от Тайваня и 800 км от Фучжоу, на континенте.

Расположенный в субтропической зоне, остров имеет пышную растительность, сохранявшую листву круглый год. С древних времен Окинава представляет собой культурное, художественное и боевое сердце этих островов. Все наиболее важные центры расположены в южной его части: Шури, древняя столица царства Рюкю, Наха, наиболее важный порт международной торговли, Томари, самый главный центр внутреннего транспорта и местонахождение процветающей солевой промышленности, и Кумемура, местность, в которой установилась колония китайских эмигрантов. Это последнее поселение и его жители имеют тесную связь с развитием каратэ, как с одним из видов боевых искусств Окинавы. К счастью, процесс развития древних искусств Окинавы можно анализировать и при недостатке документальных источников, так как во всех боевых искусствах передача обучения из поколения в поколение происходит устно. Используя немногочисленные письменные источники и доверяя устному преподаванию старых мастеров, можно сформировать общую картину истории этих древних дисциплин.

Исторически имя Окинавы впервые появляется в китайском документе, известном как Суй-Шу, написанном в период династии Суй (581—618), который свидетельствует о начале контактов жителей Окинавы с населением других земель уже в шестом веке н. э. Первые контакты Окинавы с внешним миром были установлены с Китаем, Японией и Кореей.

Известно, что 616 г. н. э. группа из 30 человек, происходящих с южных островов Якушима, оказали почтение императорскому двору Японии. Видимо, подобные визиты были продолжены примерно до половины периода Нара (646— 794). В то время каждый из островов Рюкю имел свое независимое правительство. Товары, которые они могли обменивать с другими странами, состояли из фруктов, продуктов рыбной ловли, небольшого количества серы, ткани и морских камней. Лишенные минеральных ресурсов, острова были вынуждены обращаться к другим странам, чтобы получить эти материалы.

В десятом веке 15 летний юноша Сонтон, происходящий от Минаиото Таметомо, члена известного клана Генджи из Уразое подтолкнул острова к объединению в единое независимое царство. Власть династии, организованной этим предприимчивым человеком, длилась 73 года, но потом попала в руки другой семьи. Под их господством вновь объединились все эти острова, стимулировав внешнюю торговлю в целях усиления экономики. Одним из Указов новой династии был запрет на ношение крестьянами оружия. Именно эта мера благоприятствовала развитию боевых искусств Окинавы, в которых стали использоваться нетрадиционные виды оружия. Политика запрета на применение и содержание оружия народом усилилась, когда острова попали под контроль японской династии Шимадзу из Кюсю в 1609 году.

Некоторые из китайских торговцев, добравшись до Рюкю, оставались там на долгое время. Такие группы, во времена китайской династии Минг, насчитывали от 400 до 500 человек, и поселялись обыкновенно в Кумемуре, которая известна как китайская колония.

Но торговцы были не единственными китайцами, проживающими на Окинаве, кроме них еще одна группа эмигрантов, чьи семьи известны как «36 имен», находилась непрерывно в Кумемуре. Среди этих эмигрантов было много буддийских монахов, секты Дзен, которые сыграли значи тельную роль в развитии боевых искусств Окинавы.

В китайских монастырях Дзен интенсивно культивирова ли боевые искусства кэмпо, Монахи Дзен, достигшие Окинавы, естественно, привозили с собой и свои боевые искусства. Эти системы самозащиты под влиянием местных условий постепенно трансформировались, давая происхождение характерным древним боевым искусствам Окинавы.

Так как в китайских боевых искусствах обычно практикуется бой как без оружия, так и с оружием. Вероятно, что китайские системы, попавшие на Окинаву, предполагали использование таких инструментов как нунчаку или тонфа. Несмотря на то, что некоторые предполагают, что эти два оружия были разработаны населением Окинавы на основе сельскохозяйственных инструментов, используемых в этой местности, более вероятно, что их прототипы должны быть найдены в китайских трактатах ШУАНГ-ЧИН-КУН (СО СЕТСУ-КОН по-японски) и в ШАО-ТСЕ-КИН (ШО-ШИ КОН). Среди оружия, использованного китайскими монаха ми Дзен было САН-КУ-ЧУ (САН-КО-ШО) и ВУ-КУ-ГУ (ГО-КО-ШО) (первоначально символы силы против врагов буддизма). САН-КУ-ЧУ — это предок саи.

Не все древние боевые искусства Окинавы происходят от тех китайцев. Палка (трость), возможно, предшествует по времени всем оригинальным оружиям Окинавы. В рабо те, озаглавленной «Тысяча лет истории Окинавы» («Окинава Иссеннен-Ши), упоминается один тип палки, которая употреблялась одним из жителей Окинавы в 1314 году. Население деревень, возможно часто использовало палки для защиты себя и своих домов от нападающих бандитов. Кроме того, палкой отпускались наказания за аморальные действия. Не ясно, когда и как палка превратилась из инструмента наказания в оружие защиты БО-ДЖИТСУ, один из видов боевых искусств Окинавы.

Подводя итоги, можно утверждать, что два фактора ограничивали распространение обычного оружия среди насе ления Окинавы: недостаток металла па островах и запрет правительства. Но, возможно они недостаточны для полной картины. Можно представить себе, что богатство, произведенное сельским хозяйством и внешней торговлей, а также высокий культурный и политический уровень, которого достигло общество, возвращали населению Окинавы спокойствие и отход от использования оружия.

В 1816 году некто Базил Холл достиг на корабле вместе с одним английским дипломатом Кантона, потом Кореи, и наконец, Окинавы. К своему возвращению в Европу он имел встречу с Наполеоном, который, был удивлен известием о том, что население острова не имеет никакого оружия, даже шпаг и луков.

Как результат своих отношений с Кланом Шимадзу и японскими завоевателями, население Окинавы считало необходимым разрешать свои проблемы мирным путем. А их боевые искусства — использование нунчаку, саи и практика каратэ были и остаются задуманными в целях самозащиты.

2) Характеристики нунчаку

Как было сказано раньше, история развития боя с оружием и без оружия на Рюкю несколько неопределенная и смутная. Это так же касается и нунчаку. Возможно, что эмигранты, прибывшие из Китая в 13 и 14 веках были знакомы с использованием этих инструментов. Жители Окинавы, жившие неподалеку от Кумемура учились у китайцев использованию оружия с целью самозащиты трансформируя технику согласно местным обычаям и традициям.

Также не совсем ясно происхождение окинавского терми на «нунчаку«, хотя почти уверенно можно сказать, что прямыми предками этого оружия являются китайские ШУАНГ- ЧИН-КУН и ШАО-ТСЕ-КУН. В то время как нунчаку Окинавы состоит из двух брусков восьмиугольного сечения, соединенные между собой веревкой, в китайском ШУАНГ- ЧИН-КУН бруски были круглыми и соединенные металлической цепочкой. Существовали многочисленные варианты этого оружия. В некоторых бруски были одинаковой длины. Один из них был в руке, а другой свободно вращался. В других один брусок был длиннее другого. Более длинный держался обеими руками, а другой использовался для нанесения ударов по голове противника, который защищался щитом. Оружие было задумано таким образом, что даже если использующий его ошибется в движении, короткий брусок никогда не вернется назад, ударяя по рукам, которые держат его. Дальнейшая версия, названная САН-ЧИН-КУН, состояла из трех брусков, соединенных между собой цепочкой.

Бруски нунчаку должны были изготавляться из твердого и прочного дерева, которое может выдержать сильные перегрузки. Еще и сегодня для этих целей используется дуб и другие материалы главным образом тяжелые. Твердые породы дерева, которые в основном использовались для изготовления нунчаку в прошлом, были достаточно хороши и допускали быстрый прогресс в практике. При выборе мате риала необходимо учитывать и собственную физическую силу т. к. занятия с нунчаку достаточно утомительны.

В современном нунчаку бруски соединены между собой шелковой или нейлоновой веревкой, в некоторых случаях используется стальная цепочка. Но в древности на Окинаве, и в некоторых случаях сейчас, для этих целей используется лошадиный волос или волокно, добытое из одного вьющегося растения, называемого канда. Канда имела особое значение для населения острова, так как ей приписывались магические свойства, и она часто исиользовалась в тайных церсмо ниях. Веревка должна быть сделана так, чтобы расстояние между вершинами нунчаку было 8—9 см. Если веревка буде i слишком длинная, вращение брусков будет неправильным, если слишком короткая, то может порваться по причине чрезмерного трения. Чтобы избежать этой опасности, необ ходимо всегда проверять веревку, прежде чем использован» нунчаку. Иногда на брусках вырезается орнамент в художе ственных целях или для создания более уверенного захвата. В некоторых случаях на конце одного из брусков сверлится дырка, чтобы она производила определенный свист, когда брусок раскручивается.

По причине опасности случаев, когда один из брусков отрывается, необходимо использовать только тщательно еде ланные и проверенные нунчаку. Не советуется изготавлять самостоятельно собственные нунчаку. Желая сделать нунчаку самостоятельно, необходимо обратить особое внимание на безопасность.

Характеристики

Нунчаку делается из простых материалов, но не очень громоздкий, легкий и простой в обращении. Обычно он дер жится одной рукой и вращается вверх и вниз, вперед и назад, вправо и влево. Для нанесения ударов и других приемов, ко торые могут защитить того, кто держит в руках нунчаку, обычно используются центробежные силы, но есть также и другие методы его использования. Вершина (КОНТО) или конец (КОНТЕИ) одного бруска, к примеру, могут быть использованы для нанесения ударов. Далее, два бруска могут вести себя как клещи: веревка, которая их соединяет, может сжаться вокруг шеи или другой части тела противника, или же можно ударять брусками, держа их вместе. Можно, кроме того использовать нунчаку парно, держа два одновременно в руках, кроме того существуют еще многочисленные вариации и приемы, превращающие нунчаку в инструмент экстремально разнообразный.

глава 2

Отойди (тачицата) и формы ру^(цамае)


МИЦУБИ — ДАЧИ. Пятки соединены и лег ко касаются друг друга. Используется как начальная позиция (рис. 1)

СОТО ХАЧИДЖИ ДАЧИ. Пятки выровнены и выставлены при мерно на ширину плеч. Как подготовительная позиция, сото хачиджи дачи позволяет противо стоять любому роду ата ки (рис. 2).

ДЗЕНКУТЦУ ДАЧИ Одна нога находится в выдвинутой позиции, при этом ширина стойки соответствует ширине плеч. Эта позиция ис пользуется главным об разом в атаке или в защиту во фронтальном направлении (рис. 3).

ШИКО ДАЧИ. Пятки находятся на ширине нлеч, оба колена согну ты. Эта позиция приспо соблена к боковым дви жениям как направо, так и налево (рис. 4).

НЕКО-АШИ-ДАЧИ. Одна нога выдвинута вперед. Пятки выровне ны и находятся на ширине плеч. Вес тела

перенесен на заднюю ногу. Пятка передней ноги легко приподнята в постоянной го товности. Несмотря на то, что позиция может оказаться нестабильной, неко-аши- дачи хороша как в атаке, так и в защите благодаря подвижности, которую она допускает (рис. 5).

ШУ МАКУ-ДАЧИ. Ноги расставлены, пятки выровнены между собой, колени согнуты. Тело опирается больше на переднюю ногу. Заметьте несколько большее расстояние между ногами по сравне нию с НЕКО АШИ-ДАЧИ. Эта позиция главным образом, защитная (рис. 6).

КОКУ ТЦУ-ДАЧИ. Ноги широко расставлены, пятки выровнены, оба колена легко согнуты. Голова повернута назад. Эта позиция тоже защитная. (рис. 7).

САГИ-АШИ ДАЧИ. В этой позиции, которая позволяет быструю смену от обороны к нападению и наобо рот, вес тела держится одной ногой (рис. 8).

1. ичимонджи

КАМЛН. Нунчаку вытя нут горизонтально над головой (1). (Камас на зываетгя «правое ка мае», когда передняя нога правая и наоборот).

2. ЧУДА11-КАМАЕ. Нунчаку держится не ред туловищем (2).

3. ДЖЕДАН КАМАЕ Нунчаку держится на высоте правого колена. Правая нога выдвину ! а вперед (3).

4. ВАКИ-КЛМАК. Нунчаку вытянут в ли нию сбоку от туловища. Если он находится сира ва, то это правое ка мае (4).

5. ДЖАКУ ВАКИ- КАМАЕ. Очень похоже на ваки камае, за ис ключением того, что нунчаку вытянут со сто роны вытянутой вперед ноги (5).

6. ДЖАКУТЕ-ВАКИ КАМАЕ. Нунчаку ис пользован противопо ложно по отношению к двум предыдущим позициям (оба больших пальца оказываются повернуты наружу). Ору жие вытянуто в прямую линию сбоку от живота (6).

7. МУСО-КАМА1-. Левая рука держит один брусок нунчаку сбоку на высоте лица, в то вре мя как правая держит другой над левым пле чом (7).

8. КАТ ATE МУСО

КАМА К.. Одна рука держит один брусок кун чаку и дает ему расположиться на соответствующем плече. Другой брусок, пропущенный сзади, зажимается иод мышкой (8).

9. ХИДЖИ КЛКОИ- КАМАЕ. Название этого камас означает, что локоть защищен самим нунчаку (в приведенном примере правый). Правая рука держит один брусок слева от липа, другой должен держаться левой рукой под правым плечом. Нунчаку образует прямой угол (9).

10. БАКИ ХАСАМИ КАМАЕ. Одна рука держит один брусок нунчаку, другой зажат иод мышкой (10).

11. КАНЕ КАМАЕ. Левая рука держит один брусок нунчаку слева, на высоте лица, правая рука держит другой не ред правым плечом. Нунчаку образует прямой Vгол (11).

12. ХАЙМЕН КАМАЕ. Нунчаку держится вытянутым за спиной (12).

13. КОШИ КАМАЕ. Нунчаку держится нао борот (ДЖАКУ-ТЕ большие пальцы наружу) и обхватывает бедра сзади (13).

14. МАКИ-КАМАЕ. Руки перекрещены перед грудью, а нунчаку

проходит за затылком

(14) .

15. КАТАЕ-ЧУДАН КАМАЕ. Оба бруска нунчаку держатся одной рукой на высоте обычного ЧУДАН КАМАЕ

(15) .

16. КАТАТЕ ДЗКДАН-КАМАЕ. Оба бруска нунчаку держат ся одной рукой на высо

те обычного ДЗЕДАН КАМАЕ (16). ТЕНЧИ — КАМАЕ МОРОТЕ — ЛАКИ

ХАСАМИ — КАМАЕ

глава 3

техйика вращательных движений


краткая история

БОЛЬШОЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ ВРАЩЕНИЕ (форма 1).

Данная техника имеет больше подгтовительное значение. В первое время следует отрабатывать это движение медленно и на месте.

Внизу на рис. а и б показан вариант прикладного применения этой формы:

а — верхняя фаза; б — фаза поражения.

Нанучаку является как бы продолжением руки спортсмена. Движение маховое — выполняется свободно.

краткая история

МАЛОЕ ГОРИЗОНТАЛЬ НОЕ ВРАЩЕНИЕ.

На уровне затылка (фа за 3).

БОЛЬШОЕ ГОРИЗОН ТАЛ ЬНОЕ ВРА1ЦЕНИ Н (форма 2).

Рука, держащая брусок, свободно вращается над головой слево направо или справа на лево (а. б).

Нижний рисунок (а) по казывает применение формы (3) в защите.

краткая история

краткая история

краткая история

краткая история

БОЛЬШОЕ БОКОВОЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ ВРАЩЕНИЕ йоко-кайтен (форма 5).

Может проводиться вперед или назад (а, 6).

Прикладное значение формы 5 (в).

МАЛОЕ БОКОВОЕ ВЕР ТИКАЛЬНОЕ ВРАЩЕНИЕ (форма 6).

Может проводиться вперед или назад (а, 6).

Прикладное применение формы 6 (в).

ВРАЩЕНИЕ СВЕРХУ ВНИЗ И СЗАДИ ВПЕРЕД тате-ичимонджи-фури (форма 7).

В этом приеме нунчаку описывает большой круг спереди (3), потом его резко останавливают и отправляют назад (4) в первоначальную позицию мусо-камае или под мышку. Особое внимание уделите точности при захвате нунчаку другой рукой (5).

Прикладное применение формы 7 (а).

ВРАЩЕНИЕ «ВОСЬ- МЕРКОЙ« хачиджи фури (форма 8).

Этот прием имеет широкую область применения, в частности может быть использован для отклонения атаки книзу, затем простым вращением запястья может быть превращен в контратаку.

При многократном повторении этой формы, в ко торой нунчаку описывает некоторую восьмерку, может сильно развить запя стья. Необходимо выполнять эту форму с одинаковой легкостью правой и левой рукой.

Особое внимание необходимо уделить фазе остановки нунчаку в ваки- камае (4, 5).

ОБРАТНОЕ ВРАЩЕ НИЕ «ВОСЬМЕРКОЙ» гьякуте-хачиджи фури (форма 9).

Эта форма выполняет ся также как и форма 9, но захват бруска нунчаку выполняется в обратном направлении: большой и указательный палец сжимают пятки ближе к краю бруска.

Исходное положение: ко ши-камае (1). Траектория вращения (2— 6).

Остановка нунчаку: гья- куте-ваки-камае (7). Практическое применение в защите (рис. а).

УДАР ПО ДИАГОНАЛИ СВЕРХУ — ВНИЗ на уровне пояса кеса-учи (форма 10).

Исходное положение: му- со-камае.

Траектория движения Особое внимание следует обратить на способ оборачивания нунчаку вокруг бедра для замедления движения.

УДАР ПО ДИАГОНАЛИ СНИЗУ — ВВЕРХ на уров не гьяку-кеса-учи (форма