Портал боевых искуств

Китайская Традиция Справедливо Считает Палку «Матерью Всякого Оружия»

Китайская традиция справедливо считает палку «матерью всякого оружия». Первобытные люди с помощью палки били рыбу, охотились на зверей и птиц, сражались друг с другом. В течение десятков тысяч лет на основе обычной палки одна за другой создавались ее специализированные разновидности. Так, от длинной палки — шеста — произош­ли копья, дротики, пики, алебарды, гвизармы, глефы, тре­зубцы и другое древковое оружие. Короткая палка — трость — дала начало палицам, бумерангам, серпам, кинжалам, мечам, топорам и прочим колюще-режуще-дробящим «инструмен­там». Но несмотря на подобное изобилие, обычная прямая палка тоже до сих пор применяется в качестве средства за­щиты и нападения.

На то есть две причины. Во-первых, «настоящее» оружие во все времена стоило дорого, а его изготовление требовало квалифицированных специалистов, качественного металла и соответствующего оборудования. Кроме того, в большин­стве случаев простым людям вообще запрещалось (и запре­щается по сей день) иметь оружие армейских образцов. А вот сделать себе увесистую дубинку или крепкий шест может любой человек. Иными словами, первая причина сохране­ния палка как оружия заключается в ее доступности, деше­визне и простоте.

Во-вторых, несмотря на свою простоту, палка в умелых руках оружие поистине универсальное и весьма эффектив­ное. Вспомним знаменитого японского фехтовальщика пер­вой половины XVI века Миямото Мусаси. Этот мастер счи­тал, что стальной клинок уместен только на полях сражений.

Поэтому дуэльные поединки он проводил, как правило, де­ревянным мечом (т.е. палкой), но несмотря на это всегда по­беждал. На его счету около пятидесяти противников-дуэлян- тов, убитых деревянным мечом, а то и простым веслом. Современник Миямото, мастер Мусо Гонноскэ, основал школу фехтования дубинкой. Он тоже не знал поражений в схватках с любым противником, независимо от того, чем тот был вооружен.

Мощные школы палочного боя известны в Индии, Ки­тае, Японии, Корее, Таиланде, Вьетнаме, Филиппинах и дру­гих азиатских странах. На Западе шест, дубинка и трость поль­зовались в прошлом не меньшей популярностью, чем на Востоке. Вспомним монаха Тука и других сподвижников ле­гендарного Робина Гуда, лихо орудовавших дубинками. Вспомним знаменитого новгородца Ваську Буслаева, героя битвы на Неве со шведами в 1240 году. Его излюбленным ору­жием была оглобля. Вспомним, наконец, и то, что в XVIII— XIX столетиях (и даже в первой четверти XX века) трость яв­лялась обязательным атрибутом светского мужчины, причем атрибутом отнюдь не декоративным. Благородных господ

специально учили прменять трость вместо шпаги.

* * *

Главные различия в технике боя шестом и тростью связа­ны со способом хвата. Шест всегда держат двумя руками, трость, как правило, одной рукой. Основное положение тела для работы шестом, это стойка с выставленной вперед но­гой. При этом передний конец шеста обычно находится выше заднего, на уровне головы, шеи или груди противника. Ле­вая рука (у левшей правая) значительно выдвинута вперед, она поддерживает шест. Правая рука управляет шестом.

Основные удары шестом таковы: рубящие сверху вниз по прямой линии и по диагонали; хлещущие сбоку в горизон­тальной плоскости либо под небольшим углом; вспарываю­щие концом шеста снизу вверх; подсекающие по ногам, а так­же тычки или уколы по всем направлениям: вперед, назад, вниз, вверх. Для нанесения укола шестом как правило тре­буется делать выпад в направлении атаки, а рубящие, хлещу­щиеся и подсекающие удары предполагают широкий замах, либо вращение корпуса вокруг своей оси.

Помимо ударов, техника работы шестом включает в себя всевозможные виды защит: подставки под удары противни­ка (блоки), отбивы (парирование) и отводы. Еще одна груп­па приемов носит вспомогательный характер. Она служит для соединения ударов и защит в одно безостановочное слитное движение. Это различные вращения (петлей, восьмеркой, по кругу), перехваты рук, упоры в землю для прыжков, обводы.

Наиболее важные принципы работы шестом сводятся к следующим положениям:

—Атаковать и защищаться необходимо обоими концами шеста, а также его центральной частью;

— Техника должна быть разнообразной, т.е. включать в себя все виды ударов, защит, вращений, обводов, перехватов;

— Технические приемы следует выполнять без остановок и разделений, как одно длинное движение;

— Все приемы требуется выполнять очень быстро, чтобы противник не успевал закрываться или уходить от ударов, и тем более не мог захватить шест руками;

—■ Шест надо воспринимать как продолжение своих рук,

ощущать его как часть самого себя.

* * *

На последующих страницах показана типичная китайская и японская техника работы шестом. Опробуйте ее на себе и возьмите на вооружение то, что покажется вам наиболее под­ходящим.

КИТАЙСКАЯ ТЕХНИКА БОЯ ШЕСТОМ (по школе Вин Чунь)

3. Пах