Портал боевых искуств

Меча

т&а МЕЧА

Япония необычна во многих отношениях, а ее длительная военная история способствовала разви­тию оружия и боевых искусств, которые совершен­ствовались почти две тысячи лет. Возникли следу­ющие направления: Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу), Дзюдо, Айкидо, Каратэ-До, Кэмпо, Кэндо, Батто- Дзюцу и многие другие. Все они имеют глубокие ис­торические корни, стройные системы методов тре­нинга и серьезное философское содержание. Стар­шие среди них — Дзю-Дзюцу (мать всех японских боевых искусств) и Иайдо. Многие ученые считают невозможным разделить историю Японии и искус­ство меча.

По данным археологии, мечи существовали столько, сколько существует сама Японии. В раскоп­ках древнейших цоселений найдены прямые мечи, завезенные из Китая и Кореи. После 200 года до н. э., когда они впервые появились на островах, в Японии стали изготовлять собственные мечи. К 700 году н. э. появились классические образцы, которые стали считаться лучшими в мире.

Первые серьезные основы для разработки и созда­ния японского меча заложил кузнец Амакуни. Как и многие другие представители этой профессии, он отвечал за изготовление огромного количества ору­жия для местных, региональных и национальных вождей. Почти постоянно происходили местные кон­фликты, а в те редкие периоды, когда древние япон­цы не ссорились друг с другом, они вторгались на корейский полуостров, в Китай или защищались от нападений оттуда. Обладание превосходным оружи­ем давало любому вождю преимущество, поэтому кланы постоянно искали оружейников, способных обеспечить больший успех в военном деле. А самые убежденные мастера сделали изготовление превос­ходного меча целью жизни. Некоторые и поныне по­свящают себя этому искусству.

Длинный меч в Японии имел три основных вари­анта изготовления, и для каждого сложился соответ­ственный стиль боя. Наиболее древние клинки назы­вались тёкуто (прямой меч). Длина их увеличива­лась по мере совершенствования металлургической технологии. О технике владения этими мечами мало что известно, хотя нарастание длины при относи­тельно небольшом увеличении веса обеспечивало хо­рошие шансы их владельцам. Судя по размерам ру­кояти, меч держали в одной руке. Распространение обоюдоострых клинков породило стиль, основанный на распространенных во всем мире выпадах и рубя­щих движениях.

Первое значительное изменение формы произош­ло при жизни Амакуни, а может быть, и при его не­посредственном участии. Когда обнаружилось, что изогнутый меч можно быстрее извлечь из ножен, а его лезвию придать лучшую заточку, стали искать такой способ закалки, при котором изогнутый кли­нок, по меньшей мере, не уступал бы в боевой силе прямому. Так появились тати — очень длинные (до 1 м 20 см) мечи; ими в основном вооружались всад­ники. Длинное изогнутое лезвие было идеальным для секущего движения и удара по врагу, стоящему на земле или сидящему в седле.

Позднее более широко распространились поедин­ки и сражения среди пеших воинов. От слишком длинных для наземного боя тати перешли к более коротким и удобным мечам катана, которые и при­меняют в современных школах Иайдо. Эти мечи обычно имеют длину от 60 до 120 см, а клинок изог­нут несколько меньше, чем у тати. Такая кривизна секущей поверхности обеспечивает характерный для Иайдо эффективный рубящий удар. Кроме того, ме- чом-катаной, выхваченным из ножен, легко провес­ти любой из основных ударов — горизонтальный, диагональный или вертикальный.

Поединки на мечах продолжались вплоть до рево­люции Мэйдзи в 1868 году. Затем искусство меча пришло в упадок, но продолжали существовать шко­лы Иай-Дзюцу, Кэн-Дзюцу, Батто-Дзюцу, которые ставили своей целью сохранение искусства меча.

По мере приспособления общества к новой мир­ной эпохе учителя боевых искусств стали переос­мысливать духовные аспекты Будо и делать все больший упор на них в своем преподавании. Потреб­ность в практическом применении боевых искусств исчезла, а Дзэн и другие философские учения всегда были важной частью пути самурая. Они придавали воину силу духа в битве. Некоторые учителя осозна­ли, что и в мирное время правильные занятия бое­вым искусством поднимут дух спортсмена до состоя­ния, достигаемого практиками философии Дзэн. Было также замечено, что долгие занятия Будо де­лают людей проницательными и добрыми. Поэтому большинство школ стали обучать боевым искусствам не для сражения, а для совершенствования характе­ра учеников. Девиз Иайдо выражен в следующей мысли:

Иайдо не позволяет убивать людей, не забирает их жизни.

Наоборот, оно настраивает человека на мирный лад.

Последний этап превращения системы ведения боя в философское искусство начался после Второй миро­вой войны. После оккупации Соединенные Штаты запретили традиционные боевые искусства в Японии. Стремясь получить разрешение продолжать занятия, различные ассоциации учителей создали новые пра­вила занятий, специально отмечающие, что занятия боевыми искусствами вовсе не предназначены для лишения людей жизни, а способствуют сохранению традиционной культуры и служат средством образо­вания. Многие школы сменили названия. Исчезло слово Дзюцу (искусство или техника). На смену ему пришло До — путь познания, метод совершенствова­ния. Дзю-Дзюцу превратилось в Дзюдо, Кэн-Дзю- цу — в Кэндо, Иай-Дзюцу — в Иайдо. Вошедший в эти названия иероглиф До означает, что стиль боевого искусства стал образом жизни. Методы тренинга обо­гатились философскими ценностями, охватывающи­ми все аспекты жизни отдельного человека.

Концептуальные основы духовного тренинга мас­тера боевых искусств хорошо известны:

• Киай — концентрация всей духовной энергии человека;

•                Дзансин — видимая и невидимая духовная энергия;

•                 Рэйсики — этикет, необходимый для безопас­ности и эффективности занятий.

Кодекс самураев Бусидо включает в себя все аспек­ты тренировок в боевых искусствах. Именно философ­ские концепции отличают японские боевые искусства от бодибилдинга или спортивной борьбы. Без духовно­го содержания не имеющие практического примене­ния для самозащиты архаичные Иайдо и Кюдо беспо­лезны, наполненные же культурными традициями, они приносят удовлетворение в течение всей жизни.

^^ эволюция стиля

Мусо Дзикидэн Эйсин-Рю (несравненный, бес­прерывно передаваемый стиль истинной веры) — полное название боевого искусства Иайдо, распрост­раненного в центральной Японии. История Эйсин насчитывает 450 лет, уступая старшинство только Тэнсин Сёдэн Катори Синто-Кю (эклектическая шко­ла Будо, содержит элементы Иай-Дзюцу). Основа­тель Эйсин-Рю Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Си- гэнобу жил между 1546 и 1621 годами на террито­рии современной префектуры Канагава.

Многое в жизнеописании Хаясидзаки (как и боль­шинства известных мастеров меча в Японии) вы­мышлено; верно же, по крайней мере, то, что он вырос в условиях постоянных междуусобных конф­ликтов и с раннего возраста был знаком с различны­ми стилями фехтования. Говорят, что он совершил паломничество в префектуру Ямагата, где получил божественное откровение, поведавшее ему о новом способе извлечения меча из ножен. Как бы там ни было, в средние века именно Хаясидзаки основал стиль Симмэй Мусо-Рю (ниспосланный богом, непов­торимый стиль).

С тех пор и до наших дней Иайдо Хаясидзаки сменило много названий в процессе передачи от учи­теля к ученику. В настоящее время существуют две разновидности Иайдо: Эйсин-Рю и Мусо Синдзэн- Рю. В каждом поколении назначался главный мас­тер (сокэ), и каждый из них по-своему влиял на стиль. Главный мастер современности Фукуи Торао был назначен в 1922 году своим предшественником Коно Хякурэн. Его и основателя Эйсин-Рю Хаясид- заки Дзинсукэ соединяет беспрерывная череда поко­лений:

Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Сигэнобу, осно­ватель;

Тамия Хэйбэй Наримаса, 2-е поколение;

Нагано Мураку Нюдо, 3-е поколение;

Момо Гумбэй Мицусигэ, 4-е поколение;

Арикава Сёдзаэмон Мунэцугу, 5-е поколение;

Банно Дэнэмон но Дзё Нобусада, 6-е поколение;

Хасэгава Мондоносукэ Эйсин, 7-е поколение;

Араи Сэйтэцу Сэйсин, 8-е поколение;

Хаяси Рокудаю Моримаса, 9-е поколение;

Хаяси Ясудаю Сэйсё, 10-е поколение;

Огуро Мотоэмон Киёкацу, 11-е поколение;

Хаяси Масу но Дзё Масанари, 12-е поколение;

Йода Мандзо Такакацу, 13-е поколение;

Хаяси Ядаю Масатака, 14-е поколение;

Танимура Камэ но Дзё Такакацу, 15-е поколение;

Гото Масасукэ, 16-е поколение;

Оэ Масамити, 17-е поколение;

Хогияма Намё, 18-е поколение;

Фукуи Харумаса, 19-е поколение;

Коно Хякурэн, 20-е поколение;

Фукуи Торао, 21-е поколение.

Большинство историков Иайдо полагают, что на­звание Эйсин-Рю появилось благодаря главному мас­теру 7-го поколения, Хасэгава Мондоносукэ Эйсин: в его имени и названии стиля использованы одни и те же иероглифы. После 11-го поколения дерево развет­вляется надвое: одна ветвь идет к Сато Исаму, глав­ному мастеру 18-го поколения Мусо Синдэн-Рю, а другая к Фукуи Торао, как показано выше. Имеют­ся и другие, менее значительные стили, производ­ные от искусства Хаясидзаки Дзинсукэ.

В современной Японии Эйсин-Рю занимаются около 3 тысяч человек, у школы имеются филиалы во всем мире. Традиционная Ассоциация Эйсин-Рю во главе с Сокэ и Всеяпонская Федерация Иайдо ру­ководят движением; они курируют соревнования, следят за развитием стилей Иайдо. Всеяпонская Фе­дерация Иайдо ежегодно проводит сборы в Киото. Иайдока со всех концов страны демонстрируют свое мастерство. Благодаря усилиям Кокусай Будоин, МФБИ (Международной Федерация Боевых Ис­кусств), стилем Эйсин-Рю занимаются, правда пока немногие, энтузиасты и за пределами Японии.