Портал боевых искуств

Нож — Это Боевое Оружие И Одновременно Бытовой Инст&Shy;Румент

Нож — это боевое оружие и одновременно бытовой инст­румент. Ножом широко пользовались люди в доисторичес­кие времена и в античную эпоху в средние века и в новое время. Менялся материал из которого делали ножи, меня­лась их форма, но неизменной оставалась суть этого режу- ще-колющего оружия для одной руки. В наши дни из всех видов вооружений прошедших веков один только нож проч­но сохраняет свое прикладное значение.

Строго говоря, общий термин «нож» объединяет три вида коротких (до 25—30 см максимум) клинков: собственно нож, кинжал и стилет.

Исторически первым появился кинжал, т.е. короткий кли­нок с двусторонней заточкой. Такая заточка позволяет вы­полнять режущие и рубящие движения без дополнительного поворота кисти, что упрощает технику и экономит время. Кроме того, нет нужды следить за положением клинка в руке, так как лезвие у кинжала имеется с обеих сторон.

Нож представляет собой короткий клинок с односторон­ней или полуторасторонней заточкой (когда заточен весь кли­нок с одной стороны и его треть, примыкающая к острию, — с другой). Полуторасторонняя заточка нужна для так назы­ваемых «вспарывающих» ударов снизу вверх. Ножи бывают как прямые (европейские), так и кривые (азиатские). В Ев­ропе наиболее популярен нож «финского» (норвежского) типа, с клинком длиной примерно 15 сантиметров.

Стилетом называют кинжал с узким трехгранным либо четырехгранным клинком, Классический стилет появился в Италии XVI в. Он легко пробивал как сочленения доспехов, так и кольчужные кольца. Стилет обычно носили в сапоге или в рукаве, а женщины — за корсажем платья. Стилет хо­рош тем, что им можно производить колющие удары во всех направлениях, не выворачивая при этом кисть. Чаще всего стилетом наносят короткие точные тычки в живот, в сердце, в шею, под ребра справа или слева, сзади под левую лопатку. В мире уголовников аналогами стилета являются «заточка» (остро заточенный с одного конца металлический прут), «пика» (заточенный трехгранный напильник), вязальная спи­ца и сапожное шило.

В бою на ножах не произошло такой унификации техни­ки, какую можно видеть в фехтовании шпагой или штыком. Это объясняется огромным разнообразием назначения, форм и способов употребления ножа. В различных регионах скла­дывались свои особые традиции работы ножом. Например, среди пастухов южных и центральных провинций Испании было распространено фехтование навахами — большими складными ножами с двумя изогнутыми лезвиями, выхо­дящими из рукоятки в противоположные стороны (такие ножи пастухи применяют до сих пор для разделки туш жи­вотных), Бой навахами вели с помощью короткого плаща (капы), намотанного на левую руку для защиты ее от поре­зов. Но помимо боя навахами и одновременно с ним в той же Испании существовали другие системы и способы употреб­ления ножа. В частности, получили широкое распростране­ние андалузский, малагский и наварский стили боя кинжа­лом.

Независимо от стиля, действия человека с ножом подчи­няются некоторым общим правилам, влияющим на тактику боя.

Первое и самое главное среди них следующее: нож эф­фективен только в ближнем бою, когда противники сходят­ся почти вплотную. Не случайно уже на древнеегипетских и месопотамских росписях и рельефах мы видим, что для на­несения решающего удара противники максимально сбли­жались. Устремляясь навстречу друг другу, каждый из них пытался провести какой-нибудь отвлекающий прием — за­хват руки или шеи, подсечку, подножку или удар ногой.

Второе важное правило сводится к тому, что блоки и от­бивы («парады») лезвия противника своим клинком в по­единке на ножах следует исключить. Короткий клинок не позволяет безопасно отразить удар неприятеля, собственная рука почти всегда оказывается в зоне поражения. Порезы при этом неизбежны. Поэтому от ударов стараются уходить дви­жениями корпуса (уклонами), прыжками или быстрыми ша­гами. Все это тоже хорошо видно на старинных фресках, ри­сунках, гравюрах.

ХВАТЫ, ПОЗИЦИИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

диагональный хват (прямой)

Опять-таки с глубокой древности известны три основных положения ножа в руке: прямой хват (когда клинок направ­лен своим острием вверх от большого пальца), обратный хват (клинок направлен острием вниз от мизинца, допускается накладывание большого пальца на торец рукоятки) и диаго­нальный (рукоятка лежит по диагонали ладони, острие клин­ка направлено вперед, его тело находится между большим и указательным пальцами). При диагональном хвате сила за­хвата сосредоточена в безымянном пальце и мизинце. Ука-

ХВАТЫ, ПОЗИЦИИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

прямой хват

ХВАТЫ, ПОЗИЦИИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

диагональный хват (обратный)

зательный, средний и большой пальцы лишь слегка придер­живают оружие и направляют его в цель. У неопытных бой­цов сила захвата концентрируется именно в этих трех паль­цах (рис. 1).

Наибольшим уважением среди профессионалов пользу­ется диагональный хват. Дело в том, что именно он наиболее удобен для «расписывания» — выполнения ножом непрерыв­ных волнообразных движений в горизонтальной плоскости. Ведь убить одним ударом можно только ничего не подозре­вающего человека. В фехтовальном поединке на такое нече­го даже надеяться. Отсюда ставка на неглубокие множествен­ные порезы рук, плеч, шеи, боков, живота, бедер. Расчет простой. Тот из противников, кто получит больше порезов, потеряет больше крови, раньше ослабеет, начнет чаще оши­баться и благодаря всему этому станет возможным добить его коротким сильным тычком. Диагональный хват хорош еще и тем, что он не требует отведения руки назад либо вверх на замах. Движения ножом на диагональном хвате менее раз­личимы, парировать их, уходить от них прыжком или укло­ном способен лишь опытный боец. Этим хватом удобно про­изводить тычки вперед и сбоку, секущие удары сверху вниз, вспарывающие удары снизу вверх.

При любом хвате режущая сторона ножа может быть на­правлена как наружу от запястья, так и внутрь к нему. В по­давляющем большинстве случаев лезвие надо направлять во внешнюю от себя сторону, «наружу». Если же сравнивать меж­ду собой преимущества и недостатки прямого и обратного хвата, то следует подчеркнуть, что обратный хват ножа луч­ше. Он позволяет использовать более разнообразную техни­ку боя за счет кистевых движений. Но если в руках не нож, а кинжал (т. е. клинок с двусторонней заточкой), то прямой хват предпочтительнее.

Основное движение смены хвата с прямого на обратный, и наоборот состоит в отработанном движении пальцев и все­го запястья в целом (рис. 2). Нельзя злоупотреблять им. Сна­чала требуется отработать его до полного совершенства, что­бы нож ни при каких обстоятельствах не мог выпасть из руки.

ХВАТЫ, ПОЗИЦИИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

И только добившись надежности удержания в момент изме­нения хвата, можно пытаться применять такую перемену в учебном поединке.

Следует отметить, что из прямого хвата в диагональный нож переводится одним нажатием большого пальца на обу­шок клинка. А вот для перевода его в прямой или диагональ­ный хват из обратного необходимо провернуть рукоятку меж­ду большим и указательным пальцами, что гораздо труднее и в горячке боя может привести к потере оружия. Прямой хват удобен для колющих ударов прямо вперед-снизу, а также для рубяще-режущих ударов сверху вниз. Обратный хват весьма эффективен для вспарывающих ударов снизу-вверх.

Настоящая дуэль на ножах в современной жизни встре­чается очень редко. Гораздо чаще нож внезапно выхватыва­ют в решающую минуту, как последний аргумент своей пра­воты. При этом нож обычно появляется только у одного из противников. В таких ситуациях не приходится говорить об искусстве фехтования: просто один из противников старает­ся любым способом, без соблюдения каких бы то ни было правил, всадить нож в тело врага, а тот обороняется всеми доступными ему средствами.

Еще каких-нибудь сто лет назад фехтование на ножах было высоко развито во многих странах Средиземноморья (особенно в Испании, Италии, Греции, на Корсике) и Ла­тинской Америки (прежде всего в Мексике и Аргентине). С тех пор все изменилось. Сегодня в Европе и Америке более или менее грамотно используют нож только отдельные пред­ставители преступного мира и бойцы подразделений специ­ального назначения. Да еще редкие фанаты-любители. В странах Востока фехтование на ножах никогда не пользова­лось особой популярностью. Там считали, что мастеру ушу или дзю-дзюцу нет надобности специально отрабатывать тех­нику работы коротким клинком, так как любое короткое ору­жие является лишь продолжением руки его владельца. В принципе, это верно, при условии, что оружием работает ис­тинный мастер.

ТЕХНИКА РАБОТЫ НОЖОМ

Бой ножом начинается либо с защиты, направленной про­тив атакующей конечности противника, либо с мгновенной атаки в жизненно важные точки его тела. Такой бой прост и сложен одновременно. Прост потому, что практически все удары и защиты ножом совпадают по своим траекториям с ударами и защитами безоружной рукой, овладеть ими не со­ставляет большого труда. Сложен он потому, что, во-первых, нож надо чувствовать неотделимой частью руки. Во-вторых, для работы ножом в скоротечном встречном бою требуется молниеносная реакция. В-третьих, все базовые удары требу­ется отработать до полного автоматизма движений — ведь именно на автоматизме основано их свободное комбиниро­вание, играющее главную роль в технике работы ножом.

Указанные моменты делают работу ножом хотя и доступ­ной, но вместе с тем трудоемкой, в смысле траты времени на тренировки.

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПА РАБОТЫ НОЖОМ — это прежде всего скорость, затем точность поражения и, наконец, про­стота. Только соблюдение этих трех принципов позволяет обеспечить стопроцентную эффективность в ситуации, ког­да малейшая ошибка ведет к гибели. Нельзя запаздывать с реагированием на внезапную атаку врага, нельзя использо­вать слабые или неотработанные удары, нельзя делать ставку на сложные приемы.

Поскольку нож практически всегда находится в ножнах, необходимо тщательно отрабатывать его выхватывание до уровня рефлекторного реагирования. Самодвижение выхва­тывания является сугубо индивидуальным, так как зависит от места расположения ножен, роста бойца, длины его рук, носимой одежды.

ВИДЫ ВЫХВАТОВ ТАКОВЫ:

— из ножен на поясе спереди (слева или справа);

— из ножен на поясе за спиной (слева или справа);

— из ножен в рукаве (на левой или на правой руке);

— из внутреннего кармана куртки или пиджака;

— из ножен за воротником одежды;

— из ножен на бедре (слева или справа);

— из ножен в сапоге.

Все виды выхватывания необходимо отрабатывать не только на месте, но и в движении, причем выхват в движе­нии требуется в первую очередь. Это может быть шаг, уклон движением тела, прыжок, бег и даже кувырок в падении. Что касается ударов, то они должны являться как бы развитием траектории выхватывания и достигать максимально возмож­ной скорости. То и другое обеспечивается исключительно путем длительной тренировки. При этом надо сочетать от­работку ударов боевым ножом на манекенах или чучелах с отработкой ударов на партнере резиновым ножом (не дере­вянным). Те и другие удары следует производить предельно быстро (не забывая, разумеется, о точности). Ситуации в тре­нировках с партнером должны имитировать внезапный встречный бой, сначала в зале (на учебной площадке), а за­тем главным образом на местности.

Под простотой техники работы ножом подразумевается требование избегать замысловатых траекторий, «играть» но­жом в пальцах, перебрасывать его из одной руки в другую, совершать движения им без намерения поразить противни­ка (пугать). Конечно, можно и нужно свободно комбиниро­вать атаки и защиты, тычки и рубяще-режущие движения. Но комбинирование, во-первых, строится исключительно на основе хорошо отработаных элементарных траекторий, а во- вторых, в одно движение нельзя совмещать более двух, мак­симум трех ударов.

ТОЧКИ ПОРАЖЕНИЯ

При нападении спереди самыми эффективными приема­ми являются тычки (колющие удары) в горло, в живот, в серд­це. Ударяя в горло чуть ниже кадыка, боец рассекает ярем­ную вену и смерть наступает практически мгновенно. Глубокая рана в живот (лучше нанести два-три повторяющих­ся удара) вызывает потерю сознания от болевого шока и смерть в течение нескольких минут (если не оказать своевре­менной медицинской помощи). Попадание в сердце также влечет за собой мгновенную смерть, но здесь удар должен быть не только точным, но и сильным, так как область серд­ца защищена грудной клеткой. Иные зоны поражения при атаке тычком спереди — это левое и правое подреберье (се­лезенка и печень), боковая часть шеи.

321

Для рубяще-режущих ударов основными мишенями яв­ляются руки: запястье и локтевой сгиб. Кроме того, можно атаковать ими лицо, шею и ноги. Рубящие и режущие удары по рукам являются основой приемов защиты ножом. С их по­мощью, во-первых, добиваются обездвиживания конечнос­ти (и возможности держать оружие), а во-вторых, при пора­жении артерии тоже возможен летальный исход. Так, удар по лучезапястному суставу рассекает лучевую артерию. В резуль­тате болевого шока и быстрой потери крови через 15—20 се­кунд человек теряет сознание, а спустя 1 —2 минуты умирает. Аналогичный результат дает рассечение бронхиальной арте­рии, проходящей над внутренней частью локтя. Рубящим ударом по шее сбоку можно рассечь сонную артерию или аор-

21 Техника боевого фехтование ту, что влечет смерть в течение нескольких секунд. Удар по ноге с внутренней стороны бедра лишает противника спо­собности передвигаться, а если не обработать рану, то впол­не возможна смерть от большой потери крови. Наконец, лю­бые удары в лицо заставляют противника отшатываться назад и закрывать лицо рефлекторным движением рук. Это позво­ляет атаковать его в другие уязвимые зоны.

БОЕВЫЕ СТОЙКИ

ХВАТЫ, ПОЗИЦИИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Одна из наиболее распространенных боевых стоек с но­жом — «по-испански» (рис. 3) выглядит следующим образом. Боец стоит по отношению к противнику почти фронтально, но левая нога вынесена несколько вперед; корпус тоже слег­ка развернут левым плечом вперед. Ноги слегка согнуты в коленях; вес тела может быть распределен равномерно на обе ноги или перемещаться то на одну, то на другую ногу — в за­висимости от обстановки в каждый момент боя. Правая рука согнута в локте под острым углом (локоть направлен вниз) и держит нож в кулаке обратным хватом на уровне груди. Ле­вая рука, согнутая в локте, находится с левой стороны груди, защищая область сердца. В поединках на ножах левая рука

ХВАТЫ, ПОЗИЦИИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

активно участвовала в боевых действиях (в защите); для этой цели ее обматывали плащом, просто тряпкой или прикрыва­ли войлочной шляпой, зажав в кулак края полей.

В стойке «по-корсикански»[2] (рис. 4) общее положение тела то же, но правая рука, почти выпрямленная, опущена вдоль правого бока, она держит нож прямым хватом гори­зонтально на уровне бедра, острием в сторону противника.

В первом случае, выхватывая нож, зажимают рукоять в ладони так, что большой и указательный пальцы охватывают рукоять у противовеса, а мизинец — у основания клинка. Та­кое положение ножа удобно для нанесения ударов сверху и сбоку. Во втором случае большой и указательный пальцы охватывают рукоять у основания клинка, а мизинец — у про­тивовеса. Держа нож таким образом, удобно наносить удары сбоку и особенно снизу в живот.

В зависимости от цели схватки, условий местности и непо­средственной обстановки могут применяться различные исход­ные положения для нанесения врагу ударов ножом, как то:

—  открытая боевая стойка (по-испански или по-корси­кански);

— закрытая боевая стойка (рис. 5)

— прижавшись боком к дереву или к стене (обычно в тем­ное время суток или в темном помещении);

— пригнувшись (в посевах, высокой траве);

— стоя на одном колене (в кустарнике);

— лежа на земле или на снегу, с ножом в рукаве или в зу­бах.

В любом случае исходное положение (стойка) должно обеспечивать наибольшее удобство для нападения и самоза­щиты, а также свободное и быстрое передвижение в любом направлении.

Чтобы принять открытую боевую стойку, надо сделать шаг вперед левой ногой, и правую ступню повернуть вправо при-

Рис. 5. Закрытая боева стойка

мерно под углом 45 градусов к левой; при этом пятку правой ноги слегка приподнять так, чтобы вес тела находился на ле­вой ступне и на правом носке. Обе ноги слегка согнуть в ко­ленях. Корпус повернуть левым боком вперед, подбородок немного опустить, левую руку выдвинуть вперед, немного со­гнуть еев локтевом суставе, пальцы раскрыты, ладонь обра­щена вниз. Такое положение левой руки дает возможность в случае необходимости перейти от защиты лица и корпуса к захватам и ударам.

Нож, повернутый острием вверх, вниз или прямо, удер­живается кистью согнутой в локте правой руки, которая рас­полагается возле тела, несколько ниже правой половины гру­ди. При любом хвате ножа острый конец его направляют несколько от себя.

В процессе обучения исходное положение (боевую стой­ку) принимают по команде «к бою готовьсь!». Для удобства нанесения ударов в узких местах, ограничивающих размаши­стые движения, изготовка к бою может быть направлена впе­ред или назад; эти положения принимают по команде «изго­товку вперед (назад) — переменить!».

В случае ранения правой руки или для большего удобства нож можно перехватить из правой руки в левую. Перехват из

одной руки в другую на тренировках осуществляют по ко­манде «нож перехвати!». Смену направления удара произво­дят по команде «нож острием вверх (вниз, вперед) поверни!».

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Передвижения в боевой стойке характеризуются четкос­тью, резкостью, и вместе с тем своеобразной пружинной мяг­костью движений. Шаг вперед начинают впереди стоящей ногой: ее переносят вперед на некоторое расстояние; колено при этом не распрямляют до конца. Затем другую ногу пере­ставляют на то же расстояние, и положение боевой стойки восстанавливается. Хотя сзади стоящая нога начинает движе­ние позже, чем впереди стоящая, заканчивают они его почти одновременно. Совершается шаг вперед очень быстро.

Шаг назад аналогичен по технике шагу вперед, но начи­нается сзади стоящей ногой.

Двойной шаг вперед начинают сзади стоящей ногой. Ее выставляют вперед несколько дальше впереди стоящей; тело при этом не меняет своего положения; затем оказавшуюся сзади ногу выносят вперед до положения боевой стойки. Стойка левым плечом вперед в бою на ножах считается ис­ходной. В процессе боя стойку меняют неоднократно, в за­висимости от намерений бойцов.

Смена стойки вперед выглядит как проявление угрозы, как активное наступательное действие. Стоя в левосторонней стойке, отталкиваются от пола правой ногой и выносят ее впе­ред несколько дальше левой. Тело при этом разворачивается правым плечом вперед. Кисть руки принимает несколько на­клонное положение (ладонью в сторону пола) — так, чтобы острие ножа смотрело вперед-вниз, в сторону противника. При перемене стойки назад относят назад левую ногу; в ре­зультате тело принимает такое же положение, как при пере­мене стойки вперед.

Аналогичным образом совершается перемена правосто­ронней стойки на левостороннюю. Возможна перемена стой­ки прыжком на месте. Тело при этом меняет свое положение таким же образом, как и при перемене назад или вперед, но не перемещается в пространстве.

Шаги вправо и влево могут быть как простыми, так и двой­ными. Простой шаг вправо начинают правой ногой, влево — левой; двойной шаг вправо начинают левой ногой, двойной шаг влево — правой. Часто делают подряд несколько двой­ных шагов вправо или влево без остановки; создается непре­рывное движение по кругу, в центре которого находится про­тивник. В ответ на это противник может начать отход тем же способом в другую сторону — получается одновременный переход по кругу вправо или влево.

Удары ножом из любой стойки можно наносить с выпа­дом, если этого требует расстояние между партнерами; без выпада наносят удары в ближнем бою, когда противники уже схватились вплотную. Выпад делают правой ногой, если нож в правой руке, и левой — если нож в левой руке.

Боевая обстановка обычно диктует выбор тех или иных способов передвижения с ножом. Для бесшумного и неожи­данного нападения подходит переползание по-пластунски, подкрадывание на четвереньках, движение бегом пригнув­шись с последующим прыжком, прыжок из засады в момент наибольшего сближения с противником.

При столкновении с противником лицом к лицу атаки и защиты удаются лучше и выполняются легче, если нанося­щий удар находится в движении: удар тогда становится силь­нее, а перемещение затрудняет противнику попадание; при этом одновременно с перемещением должна находиться в движении и вооруженная рука, так как это действует на пси­хику противника.

Для передвижения вперед в боевой стойке левая нога вы­двигается вперед примерно на 15 см, и затем к ней сейчас же подтягивается правая до восстановления прежнего расстоя­ния между ногами. Для передвижения назад правая нога ото­двигается назад приблизительно на 15 см, а за ней следует и левая. Для передвижения в сторону вначале отставляется ближайшая к стороне движения нога (на 15 см), затем за ней следует и другая.

Прыжок вперед из положения лежа начинается сгибани­ем сперва одной, потом другой ноги вперед, благодаря чему колени приближаются к груди. Вслед за этим левая нога вы­носится вперед, руки становятся в упор и вес тела передается на оставшуюся сзади правую ногу. Прыжок вперед выполня­ется за счет толчка правой ноги вместе с выдвижением кор­пуса вперед до положения открытой боевой стойки.