Портал боевых искуств

Обучение Боксера Строится На Основе Установленных В Совет&Shy;Ской Педагогике Дидактических Принципов Сознательности На&Shy;Глядности Активности Систематичности Доступности И Прочно&Shy;Сти

Обучение боксера строится на основе установленных в совет­ской педагогике дидактических принципов: сознательности, на­глядности, активности, систематичности, доступности и прочно­сти. Дидактические принципы неразрывно связаны друг с другом.

Осуществляя эти принципы, выражающие основные требо­вания, предъявляемые к педагогическому процессу, тренер полу­чает возможность правильно организовать свою педагогическую работу и с меньшими усилиями и более успешно вооружать учеников специальными знаниями и навыками.

Усвоение учебного материала должно быть сознатель­ным, осмысленным. Ученик должен понимать и ясно представ­лять себе смысл и содержание изучаемого материала, его зна­чение для практики.

На первых же занятиях следует ознакомить занимающихся с задачами, которые ставятся перед ними в курсе обучения для достижения поставленной цели — высоких спортивных результа­тов в боксе. Осознание этой цели и поставленных задач, созна­тельное отношение к обучению и тренировке обеспечат успех спортивной деятельности каждого боксера и всего коллектива в целом.

Тренер постоянно должен воспитывать у занимающихся спо­собность сознательно и критически воспринимать изучаемое, увязывать его с практикой.

Тренер не может быть простым передатчиком знаний и навы­ков. Он должен так строить обучение и тренировку, чтобы раз­вить у воспитанников способность самостоятельно и правильно разбираться во всех вопросах, связанных со спортивной практи­кой. Знания, излагаемые тренером, должны быть систематизиро­ваны в логической взаимосвязи.

Боксеры, воспитанные на основе сознательного усвоения изу­чаемого материала, получившие систематизированные знания и навыки, способны самостоятельно и с успехом строить свою тренировку, ставить в ней определенные задачи и решать и-х ра­циональными, сознательно избранными средствами.

Разучивая какой-либо удар, защиту или контрудар, тренер разъясняет занимающимся, чем рационально данное движение, указывает его место в общей классификации боевых средств, его связь с другими боевыми средствами. Например, разучивая пря­мой удар левой в голову, необходимо противопоставить этому удару определенные виды защиты, указав при этом, как выби­рать контрудары в соединении с той или иной защитой.

Разобравшись в том, как надо применять приемы защиты против изучаемого удара, занимающиеся в дальнейшем сами легко будут находить нужные для себя боевые средства. Таким образом, тренер открывает занимающимся путь к технической разносторонности в бою.

Сознательному использованию технических средств бокса в бою способствует изучение и боевой тактики. Показывая какой- либо удар или защиту, тренер объясняет занимающимся, как технически правильно выполнить данный прием и как его такти­чески использовать в бою. Примерами из боевой практики вы­дающихся советских мастеров бокса можно отлично иллюстри­ровать изучаемые приемы.

Необходимо, чтобы ученики все общсразвивающие и-спе­циальные упражнения воспринимали сознательно; они должны знать педагогическую цель каждого упражнения.

Предлагая ученикам гимнастическое упражнение, тренер разъясняет его значение и указывает методику использования для воспитания нужного качества.

В ходе занятий тренер обязательно проверяет, насколько за­нимающиеся разобрались в изучаемых приемах и действиях, правильно ли поняли задание, умеют ли объяснить и обосновать свои действия.

Сознательное и активное усвоение средств бокса позволит занимающимся целеустремленно и успешно использовать в спортивной практике полученные знания и навыки.

Для успешного изучения бокса существенное значение имеет наглядность обучения. Ецли в обучении и тренировке пра­вильно применен принцип наглядности, занимающиеся получают живое представление о боевых средствах бокса и тем самым лег­че и правильнее воспроизводят их. Наглядность необходима не только для изучения спортивной техники и тактики, но и при изучении истории бокса, судейства по правилам боя и т. п.

Тренеру следует широко использовать различные формы на­глядного обучения и тренировки, чтобы создать у занимающихся правильное представление об изучаемом предмете.

К основным формам наглядного обучения и тренировки отно­сятся: а) показ техники, б) изучение техники по кинокольцов- кам, в) изучение кинограмм, г) просмотр учебных и хроникаль­ных фильмов, д) посещение соревнований, е) использование учебных плакатов, ж) просмотр художественных фильмов, где показывается бокс, з) посещение спортивных музеев и выставок, и) совместная тренировка с мастерами и др.

Показ служит основным средством наглядного обучения и технического совершенствования на занятии. Объяснение всегда нужно сочетать с выразительным практическим показом.

Тренер должен отлично демонстрировать как отдельные эле­менты техники, так и законченные действия. Показ должен быть четким и точным. Показывать, как выполняется тот или иной элемент (или действие), надо несколько раз.

Все демонстрируемые движения и действия должны быть именно такими, какими они бывают в условиях боя. Например, изучая какой-либо удар, ученик должен получить правильное представление о его структуре, т. е. об исходном положении, из которого наносят удар, о форме движения, о последовательном сочетании элементов движения в целостном действии, о характе­ре усилий для выполняемого удара, о фиксации удара на цели, о движениях тела, необходимых, чтобы сохранить равновесие после удара. Чтобы каждый изучаемый удар или другой эле­мент техники воспринимался не изолированно, а во взаимной связи с другими действиями, тренер указывает ученикам, какие действия могут следовать за разученным, как сочетается раз­ученное движение с последующим.

Во всех случаях вначале следует показывать целостное, за­конченное действие. Только после того, как ученики получат правильное представление об ударе в целом, тренер обращает их внимание на детали, имеющие существенное значение в тех­нике данного движения. Обучая однократным движениям (уда­рам и защитам), не следует расчленять их на отдельные фазы. Расчленять можно только слитно чередующиеся однократные движения (серии ударов, ответные удары, наносимые из поло­жения защиты, и т. п.).

Чтобы выработать у занимающихся правильные технические навыки, тренер, замедленно показывая движения удара или за­щиты, должен воспроизводить такую форму движения удара, какой она бывает в условиях действительного боя.

Наглядные пособия значительно содействуют успеху обучения и тренировки. Тренер обязан позаботиться о том, чтобы были приобретены необходимые наглядные пособия.

Наиболее простые и доступные наглядные пособия — учеб­но-методические плакаты, содержание которых относится к са­мым различным разделам спортивной работы. На плакатах могут быть показаны история бокса, техника, классификация боевых средств, судейство, правила боя и т. п.

Важным наглядным пособием для изучающих технику бокса служат кинограммы. Кинограмма состоит из ряда последователь­но расположенных кадров, взятых из кинопленки, зафиксировав­шей движение какого-либо удара, защиты и т. п. Ценность кинограммы как учебно-наглядного пособия в том, что она дает возможность получить точное представление о положениях тела в отдельных фазах общего слитного движения, выполненного определенным боксером в своей боевой или учебной практике.

Имея в своем распоряжении кинограммы боевых приемов в исполнении лучших мастеров бокса, тренер может успешно использовать эти кинограммы для теоретического анализа, помо­гая ученикам детально разобраться не только в технике выпол­нения изучаемых приемов, но и в целесообразности или нецелесо­образности применения того или иного приема в моменты боя, показанного на кинограмме.

Большую пользу в изучении спортивной техники приносят просмотры кинокольцовок. Кинокольцовки — особый вид нагляд­ного пособия, представляющий собой отрезок кинопленки, склеенной в кольцо. На пленке снято спортивное упражнение или технический прием мастера спорта.

Зафиксированное на кинокольцовке движение спортсмена неоднократно повторяется в проекции на экране. Это дает воз­можность занимающимся детально изучить все особенности тех­ники того или иного приема в исполнении мастера. Используя кинокольцовки, можно изучать самые различные боевые сред­ства.

Средства кинематографа также необходимо широко исполь­зовать в обучении и тренировке. В любом клубе можно органи­зовать просмотры кинохроники, посвященной состязаниям по боксу, учебных фильмов по боксу и, наконец, художественных фильмов, затрагивающих темы бокса.

Просмотры moi ут принести занимающимся большую пользу. Например, организуя просмотр хроники состязаний, тренер, предварительно ознакомившись с содержанием картины, может комментировать ее, обращая внимание занимающихся на момен­ты, относящиеся к технике и манере боя мастеров. Тренер может связывать просмотры с беседами о тактике и стиле в боксе, положительных и отрицательных сторонах ведения боя различ­ными боксерами и с другими вопросами, относящимися к спор­тивной практике.

Значительно содействует спортивным успехам начинающих боксеров посешение крупных соревнований. Наблюдая за боями квалифицированных боксеров, молодежь получает представление о подлинном мастерстве в боксе. Впечатления о боевом поведе­нии мастеров бокса дадут новичку большой материал для раз­мышлений о путях к мастерству, заставят его подумать, крити­чески пересмотреть собственную манеру боя. Тренер должен •помочь ученику разобраться в полученных им впечатлениях.

Начинающему боксеру полезно также присутствовать на тренировках мастеров бокса, где он сможет найти много ценно­го, раскрывающего ему пути к мастерству, или тренироваться вместе с мастерами. Совместная тренировка с мастерами будет побуждать его к разумному подражанию и содействовать вос­питанию качеств, присущих мастерам.

Обучение и тренировка должны побуждать занимающихся к активности. Успех каждого спортивного коллектива зависит от дружной совместной работы. Активность не возникает слу­чайно. Никакой, даже самый квалифицированный, тренер не сможет добиться активного отношения учеников к занятиям, если он не будет жить одной жизнью с коллективом. Лишь когда занимающиеся почувствуют в тренере настоящего руко­водителя, полностью отдающего свои силы интересам коллек­тива, когда они ощутят его настоящее взимание к себе, тренер найдет в учениках верных и активных помощников.

Большую роль в успешной работе коллектива играет актив секции, выбираемый самими занимающимися. Руководя активом и опираясь на его помощь, тренер воспитывает дружный и спаян­ный коллектив.

В каждом занятии тренер должен стараться пробуждать у занимающихся интерес к изучаемому материалу, стимулируя и активизируя их работу. Для этого на уроке он внимательно наблюдает за ними и постоянно контролирует, насколько вни­мательно и активно относится каждый к предлагаемым зада­ниям. Переходя от одной пары к другой, тренер видит, правиль­но ли занимающиеся поняли задание, активно ли и с интересом выполняют упражнения Делая соответствующие указания, тре­нер помогает ученикам разобраться в задании, направляет ра­боту по правильному пути. Ободряя и заинтересовывая обучае­мых, тренер вызывает у иих стремление как можно лучше усвоить содержание урока.

Тренер обязан привлекать к активной работе всех занимаю­щихся, уделяя внимание каждому из них. Нельзя увлекаться работой с каким-либо одним способным учеником. Если тренер занимается лишь с двумя-тремя боксерами, а остальным дает лишь случайные задания, предоставляя их целиком самим себе, интерес к занятиям падает.

Отрицательная сторона занятий с группой, составленной из боксеров различной квалификации, заключается в том, что пред­лагаемые задания не могут быть общими для всех и, занимаясь с неоднородным по подготовленности составом, тренер часто обращает основное внимание на более подготовленных.

Необходимо правильно и стройно организовывать занятия и укомплектовывать учебно-тренировочные группы примерно одинаковыми по степени подготовленности учениками.

В групповом обучении задания в уроке должны быть общи­ми для всех и направленными на достижение общей цели.

Число занимающихся на уроке должно быть таким, чтобы тренер смог уделить достаточно внимания каждому ученику.

Большую роль в воспитании активности играют задания на уроке, требующие самостоятельной работы занимающих­ся. Самостоятельнее задание может быть, например, таким: определить все виды защит и контрударов, соединенных с ними, против какого-либо одного из атакующих ударов; совершенст­вовать средства защиты в попеременных упражнениях с партне­ром. Давая такое задание, тренер не должен в то же время за­бывать о своей руководящей роли; он обязан, например, если ученики сами не могут найти необходимые защиты или пользу­ются одними и теми же, указывать на другие возможные защи­ты против данного удара.

Задания для самостоятельной работы должны быть основным методическим приемом тренера в период обучения, когда зани­мающиеся уже достаточно овладеют основами техники бокса.

В упражнениях, направленных на усвоение технических средсч»в бокса, следует разучивать приемы в парах, свободно передвигающихся по залу. Этим тренер избежит схематизма и механического усвоения занимающимися техники.

В активном, любознательном отношении учеников к учебному материалу выражается стремление их творчески подойти к усвое­нию приема. Эту активность следует всячески поощрять.

Активность боксера, воспитанная в обучении и тренировке,— залог его успеха в дальнейшей спортивной деятельности.

Учебно-гренировочный процесс должен быть систематич­ным и последовательным. Все виды и разновидности ударов, защит и другие средства бокса изучаются в определен­ной рациональной последовательности.

Если курс обучения излагается стройно и последовательно, занимающиеся получают систематизированные знания, усваивая в определенном порядке основные элементы техники и тактики бокса. Последовательно включаемые в занятия общеразвиваю- щие и специальные упражнения способствуют всестороннему физическому развитию боксера.

В обучении и тренировке необходимо постепенно вести зани­мающихся от простого учебного материала к более сложному.

Важнейшее условие планирования курса обучения и трени­ровки заключается в том, что в занятиях последующее всегда основывается на предыдущем и предшествующее укрепляется последующим.

Опыт педагогической работы советских тренеров показывает, что обучение технике лучше всего начинать с передвижений в боевой стойке. «Поставить боксера на ноги» — значит вырабо­тать у него умение легко передвигаться, сохранять направление боевой стойки, рассчитывать время и дистанцию. Все это служит основой для выработки всех последующих навыков техники за­щиты и нападения.

Обучение ударам лучше всего начинать с прямых ударов. Изучение дисциплинирует начинающего, направляя его внима­ние на техническую сторону боя. Далее изучаются боковые уда­ры и удары снизу. По мере того как будут усвоены эти виды ударов, их сочетают в двойных ударах и ударах сериями. Овла­дев прямыми ударами, можно слитно и последовательно сочетать их между собой, нанося двойные удары. Изучив боковые удары, можно их комбинировать в атаках с прямыми. Усвоив удары снизу, можно переходить к изучению ударов сериями, сочетая различные удары.

Сначала надо всесторонне изучить один удар, усвоить наи­более легкие виды защиты от него и возможные при данной за­щите контрудары. Только после того как будет тщательно изучен тот или иной удар (после совершенствования его в условном бою с партнером и закрепления приобретенных навыков в воль­ном бою в различных тактических положениях), начинают разучивать новые удары и защиту.

Специальные подготовительные упражнения следует подби­рать так, чтобы они помогали боксеру овладевать техникой бое­вых приемов.

Общеразвивающие упражнения используют во время обуче­ния и тренировки для развития у занимающихся быстроты, лов­кости, силы, выносливости и поддержания общей тренирован­ности; эта задача осуществляется на всех этапах обучения и тре­нировки, причем упражнения подбираются в соответствии с уровнем физической подготовленности занимающихся.

Содержание и методы обучения и тренировки должны быть доступными для занимающихся. Занятия боксом привлекают спортсменов самого различного возраста и подготовленности как в физическом развитии, так и в спортивной квалификации. По­этому в учебно-тренировочной работе нужно по-разному подхо­дить к различным по составу и подготовленности группам зани­мающихся, по-разному подбирать учебный материал, изучать его, устанавливать физическую нагрузку в упражнениях.

Что может быть понятно взрослому, не всегда доступно под­ростку. Подготовленный боксер легко усвоит сложный боксер­ский прием, который еще труден новичку. Организм тренирован­ного спортсмена легко выдерживает большую физическую на­грузку, в то время как эта же нагрузка непосильна для нетре­нированного.

Единая спортивная классификация по боксу, подразделяю­щая боксеров на спортивные разряды, возрастные группы и весо­вые категории, уравнивает соотношение сил участников соревно­ваний; определенная правилами продолжительность боя раз­лична для разных разрядов и возрастных групп. Все это — прямое выражение принципа доступности.

Комплектуя учебно-тренировочные группы и определяя со­держание и методику занятий с ними, тренер исходит из Единой спортивной классификации и учета возраста занимающихся.

Тренер должен стремиться подбирать в одну группу учеников примерно одинакового возраста и одинаковой подготовленности. В противном случае он не сможет дать учебный материал, оди­наково доступный всем занимающимся. Каждую учебную и тре­нировочную группу должны объединять общность интересов и относительно одинаковый уровень возможностей обучаемых.

Доступность изучаемого материала тесно связана с тем, на­сколько последовательно и систематично построен курс обучения. Тот или иной элемент техники, например зашита шагом в сто­рону с поворотом, который легко усвоят ученики в конце курса обучения, окажется не доступным для них, если обучать ему преждевременно, до того, скажем, как занимающиеся научатся легко и непринужденно передвигаться по рингу.

Доступность предлагаемого материала может зависеть и от того, насколько физически развиты и подготовлены ученики; отдельные упражнения могут оказаться непосильными по на­грузке, если занимающиеся не приобрели достаточной выносли­вости или силы и быстроты. Поэтому тренеру в обучении всегда нужно постепенно переходить от простого к более сложному, от легкого к более трудному.

Тренер должен заботиться о том, чтобы изучаемый материал был прочно усвоен занимающимися. Бой на ринге сложен и характеризуется быстрой сменой обстановки; все внимание бок­сер сосредоточивает во время боя на тактической стороне своих действий. Чтобы боксер мог контролировать, насколько верны его действия, ему необходимо обладать правильно и прочно усвоенными навыками. Все способы ударов, защит, сочетаемых с контрударами, применяемые в бою в зависимости от тактиче­ских задач боксера, должны быть в ходе обучения и тренировки усвоены прочно. Только при этом условии движения боксера во время боя будут рациональны и технически точны и ему не нуж­но будет чрезмерно напрягать внимание, чтобы контролировать их технику. Только тогда боксер сможет уверенно и ловко дей­ствовать в бою, а его боевые движения будут экономны и эффек­тивны.

Прочные навыки вырабатывают, многократно повторяя упражнения и приемы. Имеется в виду не простое зазубривание шаблонных движений, а осмысленное повторение движений в самых разнообразных тактических условиях. Когда боксер осо­знает, насколько широко он сможет применять приобретенные им навыки непосредственно в бою, его боевые действия станут более разнообразными. Например, неверно было бы, изучая боковой удар правой в голову, ограничиваться только одним, раз навсегда установленным стандартом. Разнообразные тактиче­ские возможности в бою изменяют и техническую структуру это­го удара. В частности, вопрос о том, под каким углом нужно наносить удар, решается положением тела противника. Этот удар можно наносить и в строго горизонтальной плоскости, и по на­клонной линии снизу вверх, и сверху вниз, и сильно согнутой в локте рукой, и почти выпрямленной.

Чтобы прочно усвоить и усовершенствовать боевые навыки, боксеру следует часто повторять изучаемые движения в различ­ных упражнениях. Эти упражнения придадут движениям бок­сера определенные, нужные ему качества. Например, разучивая какой-либо удар, боксер в первую очередь усваивает правильную форму движения удара, вырабатывает его силу и точность в упражнениях с мешком и другими боксерскими снарядами.

Упражняясь с партнером, боксер учится тактически использовать удар.

В вольном бою боксер объединяет все разученные ранее бо­евые средства, упражняется в них. Именно здесь навыки боксера проверяются и закрепляются непосредственно в боевой обстановке.

Все вводимые в вольный бой новые элементы техники пред­варительно закрепляются и совершенствуются в условном бою, для которого боевые средства избирает тренер. Ограничивая действия боксеров в условном бою, тренер дисциплинирует бое­вые действия своих учеников, направляет их внимание на техни­ческую сторону боя и предупреждает возможные ошибки.

По мере того как занимающиеся будут приобретать новые навыки, вольный бой постепенно усложняется новыми боевыми средствами. В конечном итоге он должен объединить в себе весь пройденный в результате обучения комплекс боевых средств боксера.

Тренер основное внимание направляет на то, чтобы его уче­ники приобрели правильные и прочные навыки. Но это может быть достигнуто только в том случае, если прочны и знания уче­ников. Занимающиеся должны иметь достаточно полное пред­ставление о боксе в целом, о методах тренировки, о правилах, о тактике бокса и т. д. Только тогда ученики будут осмысленно и целеустремленно работать на т. отдельными элементами техники, воспринимать их не изолированно, а в общей связи со всем учебным материалом.