Портал боевых искуств

  • .

Обучение И Тренировка В Боксе Должны Носить Воспитываю&Shy;Щий Характер

Обучение и тренировка в боксе должны носить воспитываю­щий характер. Учебно-тренировочную работу по брксу организуют как единый воспитательный процесс, в котором физическое раз­витие, техническую и тактическую подготовку занимающихся неразрывно связывают с воспитанием у них коммунистической нравственности и волевых качеств.

Педагогическая деятельность тренера не ограничивается узко специальными задачами воспитания боксера. Тренер обязан видеть в каждом ученике молодого гражданина нашей Родины. Воспитание учеников в духе требований морального кодекса строителей коммунизма — гражданский долг тренера бокса, со­ветского педагога. Своим влиянием он должен содействовать успехам ученика в образовании, в производственной и общест­венной жизни.

Чтобы правильно, всесторонне решать задачи воспитания боксера, необходимо широко использовать различные формы и методы организации учебно-тренировочных занятий.

Тренер, обучая и тренируя боксера, обязан учитывать все стороны его воспитания.

Давая ученикам правильное представление о содержании бокса как спортивной дисциплины, о всем многообразии его технических средств в их взаимосвязи, тренер указывает пути тактического использования этих средств. Одновременно он зна­комит учеников с задачами обучения и тренировки и способами их реализации, с системой упражнений, их педагогической на­правленностью и т. п.

Тем самым тренер расширяет кругозор учеников, воспиты­вая у них сознательное отношение к изучаемому материалу. Раскрывая перед учениками пути развития их спортивных спо­собностей, формируя их интерес к спорту, тренер воспитывает у них стремление к самосовершенствованию в избранном виде спорта. Разносторонняя образовательная и спортивная подготов­ленность как результат правильного обучения и воспитания — основа дальнейшего развития способностей боксера на пути к высшим спортивным достижениям.

Вся спортивная жизнь советского боксера проходит в коллек­тиве, и традиции, которые складываются в организованном и дисциплинированном советском спортивном коллективе, при ак­тивной руководящей роли тренера, положительно влияют на раз­витие каждого боксера. Коллектив требует от него мужества, активности и скромности, решительно осуждает эгоизм, грубость, самолюбование. В спортивном коллективе и с его по­мощью тренер может осуществить самые различные воспита­тельные задачи. Воспитание сознательной дисциплины, чувства долга, товарищества, гуманности способствует созданию друж­ного и крепкого коллектиза, который, в свою очередь, положи­тельно действует на каждого его члена в отдельности.

Чувство товарищества, гордости за достоинство и спортивную честь коллектива выражается у боксера в желании помочь това­рищам в обучении и тренировке. Чем крепче дружба и товари­щеская взаимопомощь, тем лучше результаты всей работы. Товарищеская этика заставляет каждого боксера быть сдержан­ным в тренировочном бою по отношению к более слабым парт­нерам. Корректность боксера в бою, дружеское отношение к товарищам по тренировке должно быть традиционным правилом каждого спортивного коллектива. Ни один боксер не должен забывать, что он прежде всего член коллектива.

Тренер, которому доверено спортивное воспитание молодежи, обязан широко понимать свою воспитательную роль, свою глав­ную цель — воспитание лучших черт и качеств советского пе­редового спортсмена.

Нравственное воспитание на основах коммунистической морали — важнейшая задача тренера. Нравственное воспитание должно получить конкретное выражение в поведении н поступ­ках ученика, в его общественной и личной жизни, в соревнова­ниях и на тренировке. Обучая боксеров технике, тактике и правилам боя, тренер не может ограничиваться формальным изло­жением спортивных требований и условностей бокса. Необходи­мо также раскрыть этическую сторону соревнований, разъяснить занимающимся, что правила боя — это спортивный закон, опре­деляющий поведение боксера в бою на ринге. Занимающиеся должны уяснить себе, что условности, ограничивающие действия боксера, введены в правила с целью охраны здоровья соревную­щихся, охраны чистоты спортивной техники. Спортивная чест­ность, строгость и точность в соблюдении правил боя, корректное отношение к противнику — отличительные черты советского бок­сера. Попытки одержать победу «любой ценой», выиграть бой неспортивными средствами чужды сознанию и моральным каче­ствам советского спортсмена.

Советский тренер обязан быть хранителем высоких традиций спортивной честности, справедливости и гуманности, всегда со­путствующих борьбе советских спортсменов за высокие спортив­ные достижения.

В своей педагогической работе тренер должен стремиться воспитывать волевых спортсменов, способных целесообразно дей­ствовать в суровых условиях соревнований по боксу.

Без сильной воли нельзя достигнуть высоких показателей в боксе. Успех в бою на ринге основывается на волевых усилиях боксера, на его стремлении преодолеть сопротивление против­ника.

Сила воли проявляется в бою на ринге в инициативности бок­сера, его мужестве, смелости, стремлении обострять бой, уверен­ности н решительности действий, стойкости, стремлении вести бой до конца, как бы трудно он ни сложился.

На воспитание волевых качеств боксера тренер должен обра­щать особое внимание. Следует прежде всего предложить зани­мающимся установить определенный режим дня в соответствии с их бытовыми условиями и характером работы, разъяснить, что здоровый режим необходим для успеха в спортивной и трудовой деятельности.

Ясно осознанная цель (добиться высоких спортивных дости­жений), соблюдение правильного режима, борьба с вредными привычками (курением, употреблением алкоголя и др.) содейст­вуют успеху воспитательной работы тренера и самовоспитанию ученика.

Своим поведением на занятиях — точностью, аккуратностью и требовательностью — тренер создает обстановку, располагаю­щую к внимательной, серьезной и вдумчивой работе; он вну­шает ученикам, что их спортивные успехи будут зависеть от тщательного изучения техники и тактики боя, от упорства и на­стойчивости в тренировке. Занятия должны быть интересными, содействующими активности и рабочему настроению учеников.

Основа воспитания воли боксера — его коммунистическая нравственность, ясность целей, которые он перед собой ставит, его убежденность в том, что его деятельность полезна не только ему лично, но и всему коллективу, обществу. Целенаправленная, принципиальная, деятельная и стойкая воля может воспитывать­ся только на основе высокой сознательности учеников. Воспи­тывать сознательность — важнейшая задача тренера. Только при этом условии оправдают себя отдельные педагогические приемы, направленные на укрепление воли, развитие способности к воле­вым усилиям.

В воспитании волевых усилий боксера необходима постепен­ность, подводящая учеников к сложным упражнениям, требую­щим больших усилий воли.

Воспитанию способности боксера к волевым усилиям отлично способствуют упражнения в условном бою. Этими упражнениями технические навыки боксера закрепляются в условиях боя.

Основным средством, с помощью которого проверяются и воспитываются волевые качества ученика, проявляющиеся в дей­ствии, служит вольный бой с партнером. Тренер должен ставить перед боксерами самые различные тактические задачи, которые боксеры должны самостоятельно разрешать в вольном бою.

Поставив перед боксером те или иные тактические задачи, тренер как бы обязывает его к волевым усилиям. Внимательно наблюдая за волевой стороной действий боксера в вольном бою, тренер должен замечать и оценивать, достаточно ли внимательно боксер ведет бой, понимает ли он обстановку, удачно ли выби­рает средства техники, не заторможены ли его действия страхом и боязнью.

Делая замечания во время боя, тренер побуждает боксера к уверенным, смелым и решительным действиям.

Воспитание способности боксера к волевым усилиям в самых различных условиях боя на ринге — постоянная задача тренера не только в курсе начального обучения, но и на всем последую­щем пути спортивного совершенствования боксера.