Портал боевых искуств

Обучение Технике И Тренировка — Неразрывно Связанные Между Собой Процессы; При Повторении Приемов В Целях Со&Shy;Вершенствования Техники Уже Начинается Тренировочная Работа

Обучение технике и тренировка — неразрывно связанные между собой процессы; при повторении приемов, в целях со­вершенствования техники, уже начинается тренировочная работа. Еще большее значение тренировки сказывается при изучении фехтовальных фраз. К этой работе следует перехо­дить возможно скорее.

Предлагаемый материал должен планироваться в уроках таким образом, чтобы учащиеся возможно быстрее подводи­лись к элементам боя. Это возможно после того, как ими ус­воены следующие приемы: основные положения, основная стойка, переход в боевую стойку, изучен выпад, простейшие движения вперед и назад, дано понятие о шестой позиции, проработано расстояние, определяющее дистанции нормаль­ную и длинную.

Выучив уколу вниз (как наиболее безопасному) и второй защите, преподаватель может, комбинируя движения с пере­меной соединения и без него, применив нападение уколом вниз и вторую защиту от него, создать у учащегося первич­ное ощущение боя. Этот примитив, подымая интерес к кур­су, позволяет начать тренировочную работу почти параллель­но с обучением технике, что чрезвычайно важно с точки зрения воспитания психофизических качеств. Постепенно усложняя движения, вводя другие позиции и соединения, изучая простые, а затем круговые удары и защиты от них, используя в целях совершенствования техники и тренажа ра­боту с противником, преподаватель постепенно проходит с группой важнейший материал обучения основам техники.

Методика, при которой сначала проходят все основные положения, затем все движения, затем уколы, простые и кру­говые удары, затем по очереди все защиты и т. д.— порочна. Такая последовательность является механической в своей сущности, так как учащийся, выполняя движения, не пони­мает и не чувствует смысла действий, исполняет движения пассивно, без сознательного отношения.

Методика, предложенная здесь, позволяет требовать от за­нимающегося, кроме первичной техники, сознательного дви­жения. Работа с партнером сразу включает тренировочные моменты в области сосредоточения внимания, быстроты ре­акции, воспитания ритма, дает первичное ощущение парт­нера. Все перечисленное является главной задачей курса. Тре­наж ставит задачей овладение всей техникой движений, применяемых в соответствии с тем или иным видом оружия или в бытовых движениях.

Для достижения этой цели, помимо технических знаний, необходимо уметь двигаться достаточно быстро, обеспечи­вать силу и мощность действий, ловкость и изворотливость. Если поставить задачу только на обучение техники без пере­численных элементов, то получится фехтовальщик, умеющий производить фехтовальные движения и фразы, но это будет механическая передача каких-то вызубренных неизвестно для чего движений.

Для тренажа потребуется применение дополнительных методических приемов, к которым относятся:

а) работа с подсобными снарядами;

б) работа с защитными приспособлениями;

в) изучение и тренировка в фехтовальных фразах;

г) индивидуальные уроки;

д) самостоятельная работа занимающихся.

РАБОТА С ПОДСОБНЫМИ СНАРЯДАМИ

Используя мишени числом не меньше, чем для полови­ны группы (еще лучше, если мишень имеется для каждого занимающегося), преподаватель имеет возможность работать над скоростью и меткостью движений, тренировать зритель­ное и слуховое восприятие, быстроту реакции, растянутость движений и чувство дистанции. Вводя в урок эти упражне­ния, переходя от простых к более сложным, сочетая различ­ные задачи (например, ощущение дистанции и меткость, зри­тельное и слуховое восприятие, быстроту исполнения и слу­ховое восприятие, комбинируя двойные задания с третьим фактором и т. д.), преподаватель выполняет работу по воспи­танию необходимых для фехтовальщика качеств, используя при этом именно фехтовальный материал, т. е. совершенст­вуя технику своего предмета. Эти упражнения должны рас­полагаться в подготовительной части урока.

РАБОТА С ЗАЩИТНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ

Защитными приспособлениями в фехтовании называют­ся: маски, нагрудники и перчатки. При прохождении школы боя на шпагах применение защитных приспособлений не нужно для основного курса, но желательно для решения ряда частных задач тренажа. Ощущение настоящего удара, его на­правление, размах, сила, долгота соприкосновения с телом партнера, скорость исполнения, чувство дистанций и их из­менение, чувство ритма своих действий и действий партне­ра — вот что может вытренировать применение защитных приспособлений в фехтовальном тренаже.

ТРЕНИРОВКА В ФЕХТОВАЛЬНЫХ ФРАЗАХ

Начинать обучение фразам следует после того, как у уче­ника появился в запасе следующий материал школы: один укол, один удар, одна защита и одна ответная атака. Обуче­ние материалу «Школа боевого фехтования» рекомендуется беспрерывно иллюстрировать практическим прохождением фехтовальных фраз из пройденного материала. Из пройден­ного следующего материала: укол вниз, удар по голове, за­щита вторая и защита пятая — преподаватель может соста­вить следующие фехтовальные фразы:

1. Укол вниз

2.   Защита вторая

3.   Шаг назад

1.  Защита вторая

2.  Укол вниз

3.   Закрыться в стойке

или


1.  Удар по голове

2.   Защита пятая

3.   Закрыться в стойке

1. Защита пятая

2.  Удар по голове

3.  Закрыться в стойке

или


1.                   Удар   по голове

2.   Защита вторая

3.   Скачок назад

1. Защита пятая

2.  Ответ уколом вниз

3.  Закрыться в стойке

и шаг назад

Проработав материал фраз в одном направлении, в этом же уроке надо заставить исполнять атаку бойца Б, а бойца А — защищаться. Фразы разучиваются очень медленно, как от­дельные приемы, но обязательно неразрывно следующие один за другим.

Простейшую фехтовальную фразу не следует рассматри­вать только как средство для совершенствования фехтоваль­ных движений. Это методический прием для разучивания ряда новых навыков, а именно: ответных атак и защит от них. Примерно уже в конце первого месяца обучения у учащихся скапливается такой запас приемов, пользуясь которым воз­можно составление более длинных фраз.

В уроке, заключающем в себе работу над фразой, учащий­ся получает первичное ощущение реального боя. После того, как все защиты изучены, работа над фразой используется как средство, которое дает возможность прочувствовать, как та или иная защита находит себе применение в бою, в соответ­ствии с тем или иным приемом нападения. Только после изу­чения и освоения всех защит фехтовальные фразы из вспо­могательного методического приема становятся основным приемом для изучения ответных атак и защит от ответных атак. Этот методический прием позволяет детально изучить ответы после каждой употребляющейся защиты. Материал урока следует строить по принципу изучения именно этих движений, например: ставится задача на изучение ответов после второй защиты, их всего три. Составляются три фра­зы, в которых атака должна быть принята на вторую защиту, а ответы будут последовательно: в первой фразе — уколом вниз, во второй — ударом по правой щеке, в третьей — с кру­гом по голове слева.

Эти три разных ответа заставят защищаться соответству­ющими разными защитами; таким образом, на этом матери­але будут пройдены и защиты от ответных атак. Этот доволь­но большой материал должен быть пройден в течение третьего месяца обучения. После того как будут проработа­ны все виды ответных атак и защиты от них, имеется воз­можность перейти к изучению и тренажу в длинных фехто­вальных фразах в шесть, восемь, десять и большем количестве сочетаний, очень разнообразных по содержанию, с добавле­ниями в виде действий на подготовку атаки, с захватами, толчками и т. п. Особое внимание в разучивании этих фраз следует уделять техническому совершенствованию и разви­тию скорости.

Фраза представляет собою цепочку с большим числом движений. Работа над фразой тренирует память. Для разучи­вания длинную фразу делят на отдельные куски, с включе­нием в них не больше двух-трех сочетаний, а затем, когда куски разучены, их складывают вместе, получая фразу цели­ком.

После того как фехтовальный материал, взятый в фразу, стал выполняться автоматически, следует начать работу над ощущением противника, что достигается сменой партнеров. Смена партнеров создает новую дистанцию, новый ритми­ческий рисунок, изменяет амплитуду разученных приемов, т. е. ставит учащихся в условия, при которых создаются ощу­щения, которые можно назвать чувством противника. С но­вым партнером фраза должна исполняться не менее двух раз. Первый раз медленно, для того, чтобы партнеры могли вза­имно ощутить манеру, темп и амплитуду друг друга; второй раз — быстро и максимально точно.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Тогда, когда учащиеся овладевают основами фехтоваль­ной техники, одной из продуктивнейших форм работы являются занятия, при которых пройденные приемы, ском­бинированные преподавателем в фехтовальные фразы, вытре- нировываются учащимися самостоятельно, причем препода­ватель ставит различные задачи, например, отработать фразу в максимально быстром темпе, или отработать фразу с боль­шой силой, или добиться максимальной легкости и точнос­ти исполнения и т. д.

Последующей формой работы будет составление фехто­вального материала самостоятельно учащимися по темам, за­данным преподавателем.

СХЕМА УРОКА

Урок состоит из небольшой вводной части, краткой под­готовительной и очень обширной основной. Заключитель­ная часть, как правило, так же как вводная, представляет со­бою процесс подготовки группы к уроку или окончанию его. На обе эти части не следует затрачивать больше 10 минут. Первые два-три урока состоят только из обучения технике; начиная с четвертого урока и дальше вводится вторая часть — подготовительная, решающая задачи всесторонней проработ­ки костно-мышечного и связочного аппарата, деятельности кровообращения и дыхания и работу на осанку, используя для этого пройденный фехтовальный материал, а именно: раз­личные способы постановки в боевую стойку, передвижение, выпады в сочетании с уколами, ударами и защитами, при ус­ловии, что техника этих движений освоена в достаточной сте­пени. По мере прохождения курса материал этой части уро­ка постепенно вырастает; использование во второй части побочных, но связанных с фехтовальной техникой упражне­ний, безусловно рекомендуется. В общем бюджете времени, отводимом на урок (90—120 минут), эта часть урока не долж­на превышать 8—10 минут.

В третьей части урока должны решаться вопросы изуче­ния техники, осуществляется тренаж во всей его совокупно­сти.