Портал боевых искуств

  • .

Первые Следы Кулачного Боя Мы Находим В Вавилоне (3000 Лет До Н

Первые следы кулачного боя мы находим в Вавилоне (3000 лет до н. э.). Рельефные изображения сцен кулачного боя, най­денные в гробницах фараонов, свидетельствуют о существовании этого вида единоборства в Древнем Египте (рис. 1).

Остался ряд рисунков и барельефов, изображающих кулач­ный бой (рис. 2) в эпоху критомикенской культуры, предшест­вовавшей развитию греческого государства.

Более полные сведения о развитии кулачного боя в античном мире дошли до нас из истории Древней Греции, где он был од­ним из популярных упражнений.

Основными источниками, по которым мы можем судить о ку­лачном бое в этот период, служат произведения античных писа­телей, отражавшие древние обычаи и традиции греков.

Описание кулачного боя в «Илиаде» Гомера дает представ­ление об условиях и характере кулачного боя X—XII вв. до н. э. Бойцы обвивали кисти рук ремнями «из кожи быка полевого». Бой велся на земляной арене, окруженной зрителями. На состя­зание бойцы выходили в сопровождении друзей. Победители по­лучали призы.

В Спарте кулачный бой входил в получившую широкую из­вестность «спартанскую систему» воспитания юношей, направ­ленную на подготовку воина и угнетателя илотов.

Кулачный бой был составной частью различных атлетических игр. В программу олимпийских игр он впервые был включен с XXIII Олимпиады (688 г. до н. э.).

До конца IV в. до н. э. для обмотки кулака употреблялись мягкие ремни из сыромятной или пропитанной маслом кожи, так

КУЛАЧНЫЕ БОИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Рис 1. Древнейший документ о кулачном бое в Египте. Рельеф из гробницы Хероса (XVIII династия), 1600 лет до н э

называемые «мейлихай». Они служили, подобно современным бинтам, для защиты рук от повреждений. Противники сража­лись без ограничения времени, до исхода боя, т. е. пока один из противников оказывался не в состоянии вести дальше бой.

Разделение бойцов по весу не было известно грекам. Пары составлялись по жребию.

Судьи (гслланодики) на олимпийских играх выбирались из лиц не моложе 40 лет, хорошо знавших технику и условия со­стязаний. Гелланодик — обязательная фигура на всех изобра­жениях кулачного боя. В руке гелланодика — лоза, разветвлен­ная на конце; прикосновением ее он вмешивался в действия бойцов.

Обучение и тренировка происходили в особых школах — па­лестрах.

Греческие кулачные бойцы в период расцвета олимпийских игр вели бой в выпрямленной боевой стойке (рис. 3). В основе действий греческого кулачного бойца были быстрота и ловкость.

В период начавшегося в V в. до н. э. упадка Греции спортив­ные состязания стали принимать сугубо зрелищный характер. В тот же период появились и профессиональные кулачные бойцы.

Кожаные бинты, употреблявшиеся в состязаниях на олимпий­ских играх, были заменены в профессиональном кулачном бою более грозными перчатками — «сфайрай» (греч.— шар). Это во-

Рис 2 Микенская ваза из Кипра (1100 лет до и э)

оружение кулачного бойца состояло из двух частей, перчатки и толстого кольца, окружавшего суставы первых фаланг пальцев (рис. 4). Кольцо было сделано из трех полос кожи, оплетенных тонкими ремешками.

Во II в. до н. э. появились «цесты» — тяжелые перчатки со свинцом. В кулачных боях с цестами техника боя стала иной. Одну руку боец держал для зашиты вытянутой, а другой ста­рался нанести удар в голову. Нередко победа присуждалась

КУЛАЧНЫЕ БОИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Рис 3. Греческие кулачные бои и судья (с лозой)

КУЛАЧНЫЕ БОИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Рис 4. Статуя кулачного бойца в перчатках с толстым кожа­ным кольцом (И век до н. э.)

В Древнем Риме кулачный бой широко культивировался еще в царский период (VIII—VI вв. до н. э.) среди этрусков.

В III в. до н. э., когда в Римской республике широко распро­странились зрелища на аренах амфитеатров, кулачные бои были любимым развлечением плебса.

Кулачные бои были популярны в Древнем Риме и в период империи. В I в. до н. э. в предместьях Рима устраивались бои для императора Октавиана Августа.

В средние века кулачные бои в числе народных упражнений Западной Европы упоминаются редко, не входят они и в рыцар­скую систему воспитания.

КУЛАЧНЫЕ БОИ У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ

На территории нашей страны кулачный бой появился в древ­ности у славян. Уже тогда характерным признаком его было возрастное подразделение участников. В одной из разновидно­стей кулачного боя — «стенка на стенку» — постепенно вступали в бой как бы три боевые линии: первая — кулачные бойцы-под­ростки, вторая — юноши и молодежь, третья — женатые.

В период образования Киевского государства кулачные бои — «стенка на стенку» и «один на один» — были у славян од­ним из средств воспитания стойкости, смелости, ловкости и фи­зической силы.

В период формирования русского централизованного госу­дарства (XV—XVII вв.) кулачный бой был одним из элементов складывавшейся в то время самобытной народной системы фи­зического воспитания.

При Иване IV, согласно «Судебнику Государя Великого», проводились судебные поединки, для которых нанимали кулач­ных бойцов-профессионалов. Бои-поединки были строго регла­ментированы. В кулачных боях, проводимых в то время, было также два вида состязаний: массовые бои «стенка на стенку» (рис. 5) и одиночные бои — единоборство (рис. 6).

КУЛАЧНЫЕ БОИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Рис. 5. Лубочное изображение кулачного боя конца XVIII в — «стенка на стенку» (из собрания Д. А. Ровинского)

Рис. 6. Русские кулачные бойцы (1808 г.)

Основное место принадлежало «стенке», представлявшей со­бой организованный массовый бой, где строго различались сто­роны «своя» и «чужая».

Название «стенка» произошло от традиционно установив­шегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на «противника».

Главной тактической задачей каждой из сторон было про­рвать «стенку» противника, внести смятение в его ряды, прогнать его с боевой площадки. Отступивший противник перегруппиро­вывался, собирал силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одоле­вала другую.

Везде, где происходили кулачные бои, имелись традицион­ные места для боя. Зимой обычно встречались на льду реки. Так, в XIX в. в Москве излюбленными местами для кулачных боев были: на Москве-реке — у Бабьегородской плотины, у Си­монова и Новодевичьего монастырей, у Воробьевых гор, в Пе­тербурге— на Неве, у Нарвской заставы.

В кулачных боях строго соблюдались неписаные правила, передававшиеся из поколения в поколение.

Бой можно было вести голыми кулаками или в рукавицах. Никаких твердых предметов, называемых «закладками», или

пятаков, зажимаемых в ладони, чтобы крепче сжать кулак и усилить тем самым действие ударов, иметь под рукавицами не полагалось. Нападать на противника разрешалось только спе­реди. Запрещалось нападать на упавшего противника, бить с «подножкой», наносить удары ногами или головой. Нарушение этих правил строго преследовалось, а виновного наказывали сами бойцы, оберегавшие традиционную честность кулачного боя.

Правила кулачного боя (как и другие его стороны) нашли отражение во многих пословицах и поговорках. Пословицы «ле­жачего не бьют», «лежачий в драку не ходит» свидетельствуют о благородстве русских бойцов в единоборстве. Поговорка «не силой бьются, а сноровкой» говорит о стремлении народа видеть в бою не только силу, но и ловкость.

Классическим примером отражения кулачного боя в русской литературе служит «Песня про царя Ивана Васильевича, моло­дого опричника и удалого купца Калашникова», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 г.

Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться

Кулачных бойцов, выдающихся по силе и боевым качествам, народ называл «надежа-бойцами». Эти бойцы приобретали громкую славу не только в своей округе, но и далеко за ее пре­делами.

Из русских кулачных бойцов славились казанские, калуж­ские и тульские: Алеша Родимый, Тереша Кункин, семейство Зубовых, Никита Долговяз и братья Походкины. Видными бой­цами Петербурга в XVIII в. был приказный чиновник Ботин и фабричный Соколик.

Этнограф А. В. Терещенко в своей книге «Быт русского на­рода» писал: «В Англии обратилась наша молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются сам друг и по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь сво­ими бойцами, сводили их в Москве с боксерами» *.

Кулачные бои указом царя Алексея Михайловича были запре­щены. В соответствии с этим указом, в XVII—начале XVIII вв. в Москве и Петербурге солдаты делали облавы на кулачных бойцов, пойманных приводили в приказ и били батогами. Но привести в приказ не так-то было легко. Товарищи часто напа­дали на конвой и выручали арестованных. Упорство, с которым народ защищал свое право на любимые состязания, заставило правительство Екатерины I (1726 г.) узаконить кулачные бои,

•Терещенко А. Быт русского народа Ч. 3, Спб, 1847, стр. 80—83.

но регламентировать их проведение. Бои в городах разрешались при условии регистрации в полиции десятских.

Кулачные бои прекратили свое существование после Ок­тябрьской революции, когда им на смену пришел бокс.