Портал боевых искуств

После Того Как Ты Выучил Стойки И Хорошо Отработал Их Стоя Ьа Месте Можно Переходить К Перемещен Н Я М

После того как ты выучил стойки и хорошо отработал их, стоя ьа месте, можно переходить к перемещен н- я м. Все переходы должны выполняться быстро с сохра­нением низкого положения центра тяжести. Центр тяжес­ти должен постоянно находиться на одном уровне от пола при любых перемещениях. Кроме того, следи за осанкой: позвоночник всегда должен быть вертикальным, а живот н ноги напряженными. Перемещайся легкими, скользящими движениями, не топчись н не стучи ногами об пол. Пред­ставь, что между поверхностью пола н твоей стопой распо­ложен лист бумаги. Шаг должен быть воздушным, ты как бы паришь в воздухе. Не получается? Настоящего мастера узнают по походке. Какой вывод? Учись заново ходить не только на тренировках, но и в обычной, повседневной жизни.

V

При передвижении вперед в зенкутсу-дачн разверни вначале стопу передней ноги иа пятке наружу иод углом 45 , перенеси на иее вес тела, затем, напрягая мышцы бе­дер, передвинь заднюю ногу по прямой в направлении движения, наконец, перенеси центр тижести тела вперед, распределяя вес тела на обе ногн. Для поворота налево из правосторонней стойки (миги зенкутсу дачи) вес тела переносится на правую ногу с напряжением мышц бедер, левая нога перемещается в нужном направлении на необ­ходимое расстояние; изменение позиции заканчивается пе­ремещением центра тяжести и поворотом корпуса налево.

При передвижении в кокутсу-дачи также вначале раз­ворачивается стопа передней ноги наружу на 45°, затем переносится на нее вес тела, и далее задняя нога передви­гается к передиен по прямой, без изменения положения центра тяжести. Важно, чтобы пятка опорной ноги (в дан­ном случае передняя нога) не отрывалась от пата.

При передвижении направо в киба-дачи правая нога поворачивается на пятке на 180°, а левая проходит вперед, описывая дугу на переходе опорной ногн. Необходимо напрягать бедра и следить за положением центра тяжестн. Вес тела равномерно распределен между ногами на все время поворота. Корпус следует держать прямо, отступле­ния от прямой линии поворота недопустимы.

Существует бесчисленное множество перемещений и поворотов, переходов из одной стойки в другую, все будет зависеть от конкретной ситуации и от того, как ты освоил технику стоек {рис. 39—43). Во всех случаях обращай внимание иа одновременность начала и окончания переме­щения ног и центра тяжести тела; концентрируйся на на­пряжении мышц живота и ног; поворачиваясь, осуществ­ляй быстрое ротационное движение бедрами. Тренируй перемещения без помощи рук (руки за поясом), на песке, неровной поверхности, неустойчивой доске, гимнастиче­ском бревне, хорошие результаты дает тренировка в воде па разной глубине — последовательно по щиколотки, по колени, по пояс, по грудь, по горло.

После того как нахождение в стойках перестало вы­зывать неудобство, можно считать эти технические элемен­ты каратэ освоенными.

V

V

V

V

V

V

V

ТЕХНИКА УДАРОВ РУКАМИ

Начинается самое интересное! «Наконец-то,— вздох­нул ты с облегчением,— можно приступать в занятиям каратэ». Ошибаешься, ты начал заниматься каратэ уже тогда, когда вставал для утренней разминки, или когда выполнял упражнения на гибкость, или когда «качал» си­лу, даже тогда, когда с нетерпением ждал вечерней трени­ровки… Сейчас мы лишь продолжаем изучать каратэ-до.

Технкка выполнения приемов руками (тэ-ва-ш) подраз­деляется на два больших раздела: техника атаки — удары руками (тсуки-тэ) и техника зашиты — блоки руками (ую-тэ).

Как правильно сжать кулак? Во-первых, согни пальцы в средних суставах и прижми их плотно к основаниям, во-аторых, продолжай сгибать пальцы, пока они не коснут­ся ладони, в-третьих, прижми большим пальцем указа­тельный так, чтобы конец большого чуть-чуть выступал над средним. Чем крепче сожмешь кулак, тем лучше, осо­бенно обрати внимание на мизинец — самый слабый и нежный палец — чем крепче он прижат, тем крег/че весь кулак.

Ударные поверхности кулака. Сейкен — встань в упор лежа на кулаки, руки на ширине плеч. Постарайся запом­нить, как опирается кулак о пол, положение в кистевом суставе, какие поверхности испытывают максимальное давление — это и есть правильное положение кулака в момент удара. Вначале тренируй только удары кулаком, поскольку другие ударные поверхности можно использо­вать лишь после соответствующей тренировки.

Удар, наносимый тыльной поверхностью кулака, назы­вается уронен, основанием мизинца — тетсуи, ребром кисти — шуто, плотно сжатыми пальцами — нукитэ (рука- меч), одним пальцем — иппон тсуки (рис. 44—46).

В каратэ нет главных и второстепенных ударов. При­менение каждого из них зависит от конкретной ситуации, но есть один удар, о котором опытные каратэки говорят: «Покчжн мне он-зуки — и я скажу, какой у тебя уровень». И действительно, изучая прямой удар он-зуки, можно по­стичь все секреты (ну, если не все, то большинство) каратэ, начиная от элементарных движений и заканчивая мгновен­ными взрывами энергии — кнме.

Ои-зуки наносится при перемещении в зенкусу-дачн той же рукой со стороны выдвинутой вперед ноги. Займи ле­востороннюю стойку зеикутсу-дачи. Правая рука находит-

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

 

V

 

V

 

V

V

V

5*                                                               35


V

V

V

 

V

V

ся у правого бедра {в хикитэ), левая вытянута вперед на уровне солнечного сплетения (средний уровень — чудан). Вначале разворачиваем левую стопу наружу на 30—45°, не отрывая пятку от пола, переносим центр тяжести ближе к левой ноге, одновременно отталкиваясь правой стопой от пола, передвигаем правую ногу к леиой. В момент, когда ноги перекрещиваются, начинается движение руками — правый кулак по прямой движется вперед, а левая рука с такой же скоростью отводится назад в хнкитэ (к левому бедру). Удар наносится с постановкой правой ноги и пра­вильным распределением веса тела, при этом напрягаются псе мышцы и выпрямляется левая нога (рис. 47).

Обрати особое внимание па то, что бедра при переме­щении не должны повышаться, то есть центр тяжести все время остается на одном уровне от пола. Не наклоняй впе­ред плечи! Старайся, чтобы движение рук и ног было как можно синхроннее. Разучивай удар в медленном темпе перед зеркалом и лишь после того, как освоишь все движе­ния, включай скорость и силу.

Гьяку-зуки выполняется рукой со стороны ноги, распо­ложенной сзади. Прими правостороннюю стойку зенкусу- дачи, правая рука в хнкитэ, левая вытянута вперед на уровень солнечного сплетения. Правый локоть должен быть направлен строго назад, плечи опущены и расслабле­ны. Стопа правой ноги поворачивается наружу, начина­ется движение левой ноги вперед; в момент когда ноги на­ходятся на одном уровне, правая рука, вращаясь против часовой стрелки (кулак у бедра располагалси пальцами вверх), двигается вперед, а левая, также вращаясь, но по часовой стрелке, назад к бедру. Удар завершается с по­становкой левой ноги аперед в позицию левосторонней зенкутсу-дачи и напряжением всех мышц тела.

Обрати особое внимание на то, что локти должны быть все время прижаты к корпусу. Движения рук напоминают движения поршня строго но прямой линии. Не поднимай плечи вверх и не расслабляй низ живота, чтобы не поте­рять равновесия. Напрягай мышцы в тот момент, когда кулак, заканчивая вращение, останавлинаетея на уровне солнечного сплетения, тзм же, где находился левый кулак. Кратковременное напряжение мышц (кимэ) заканчивает­ся резким выдохом. После этого следует мгновенно рас­слабиться. В одном подходе перед зеркалом надо делать 100—200 медленных ударов. Ритм ударов увеличивается

по мере освоения техники, но между отдельными ударами сохраняется пауза, достаточная для концентрации внима­ния и расслабления мышц плечевого пояса.

Как должен располагаться корпус? В классической технике стиля «шотокаи» при ударе otf-зукн плечи надо разворачивать под углом примерно 45° (левое плечо назад при правосторонней стойке), а при выпс^л ненни гьяку-зукн плечи должны оставаться на одной лищш, перпендикуляр­ной направлению удара.

Чоку-зуки. Принять киба-дачн. Левая рука вытянута вперед на уровень солнечного сплетения, а правая в хи- китэ. Локоть прижат к корпусу. Напрягая бедра и живот, резко вывести правую руку ввинчивающим движением вперед, одновременно левую, вращая по часовой стрелке, назад к бедру. Удар завершается мощным выдохом. Расслабиться, сконцентрировать внимание и нанести удар левой рукой, который по силе не должен отличаться от удара правой рукой (рис. 48).

V

Хорошо тренировать удары на каком-нибудь предмете, останавливая кулак за несколько сантиметров до его по­верхности. При выполнении нескольких ударов можно варьировать нх уровень — верхний в лнио (дзёдан),сред­ний в грудь, солнечное сплетение (чудан), нижний в живот (гедан).

Маваши-зуки — удар по дуге или роковой удар. Вы­полняется по круговой траектории. Правый кулак дви­жется от бедра по дуге вперед н наносит удар противнику в челюсть, внсок, ребра. Одновременно с движением локтя начинается движение пРеДллечья по окружности вокруг локтя изнутри—наружу. Кулак на всем пути остается непод­вижным. Левая рука, одновременно с правой, по кратчай­шей траектории возвраЩаетел назад к бедру (рнс. 49).

V

Корпус ни в коем случае не должен наклоняться о сто­рону удара, иначе теряется устойчивость позиции.

Каги-зуки — крюк. Удар имеет очень маленькую амп­литуду и наносится с близкого расстояния из позиции ки- ба-дачи нли стоя боком к противнику. Кулак от бедра по короткой траектории ударяет по ребрам, в солнечное сплетение, живот, однако уровень удара не выше чудан. В момент удара предпЛечье располагается параллельно груди и полу, рука направлена несколько вниз, плечо выше локтя, а локоть выше кулака. Локоть согнут гораздо силь­нее, чем в мавашн-зукн (Рнс- 50),

V

Морогэ-зукц — удар дьумя кулаками одновременно. Различают 2 вида. Хейко-зуки — параллельный удар, на­носимый двумя кулаками на один н тот же уровень. Оба кулака располагаются в хнкитэ, фалангами кверху. Удар наносится на уровень чудан, фактически это есть не что иное, как одновременный чоку-зуки д&умя руками (рис. 51). Авасе-зуки выполняется из позиции зенкутсу-

V

дачи. Рука со стороны передней ноги выполняет удар на уровень гедан (нижний уровень), при этом фаланги паль­цев смотрят вверх. Другая рука выполняет классический гьяку-зуки на уровень чудан или гедан. Следи, чтобы кула­ки располагались на одной линии, строго один под другим, плечи должны быть опущены.

Большого внимания заслуживают и удары, которые направлены не прямо, а под углом к точке соприкоснове­ния. Траектория таких ударов криволинейная, более длин­ная, чем прямых. Естественно, что скорость их выполнения ниже, но это не значит, что они менее эффективны. Описы­ваемые удары могут применяться и для защиты в качестве блоков. Тогда в названии вместо, учи будет стоять укэ.

Уракен учи— удар тыльной»стороной кулака, наноси­мый выступающими концами фаланг указательного н среднего пальцев (это место называется кенто) с тыльной стороны ладони.

Вертикальный удар сверху вниз—подними кулак на уровень головы тыльной стороной по направлению удара, локоть немного должен быть повернут наружу. Затем, Гфодвигая локоть вперед вращательным движением пред­плечья вокруг локтя, нанести удар. Рука все время остается согнутой. Скорость удара значительно снижа­ется, если локоть смещается в сторону удара на большее расстояние. Следи за тем, чтобы плечи не поднимались (рис. 52—53).

V

Горизонтальный удар изнутри наружу — кулак удар­ной руки находится с противоположной стороны у уха, спина направлена наружу, локоть в сторону удара. Про­двигая локоть вперед, резко разгибай руку в локтевом суставе, при этом кулак не поворачивается, он остается а вертикальном положении, большой палец сверху (рис. 54).

Для нанесения этих ударов подходят практически все позиции, но наиболее предпочтительна кнба-дачн. •

Тетсуи учи— («железный молот») удар основанием кулака, который должен быть очень крепко сжат, чтобы не

V

повредить мизинец. Наносится так же как н уракен учи, либо вертикально сверху вниз, но без полного разворота кулзка, либо горизонтально изнутри наружу, при этом ку­лак поворачивается по своей траектории фалангами вниз (рис 55).

V

 

V

Шуто-учи — — удар ребром ладони. Имеет много разно­видностей, наиболее распространенны следующие:

1)    вертикально сверху вниз. Выполняется так же, как вертикальный тетсуи учи, но рука открыта («рука-копье»).

2)    Горизонтально изнутри наружу. Рука отведена к противоположному уху, корпус развернут одноименным боком к направлению удара (спина наружу), локоть на­правлен вперед. Другая рука располагается под ударной в том же направлении, но ладонью вниз. Рука разгиба- етси в локте, кисть поворачивается, в конечной фазе рука вытянута, ладонь развернута вниз. Эта же техника исполь­зуется при блоках (рис. 57).

V

3) Горизонтально снаружи вовнутрь. Рука поднята к уху с той же стороны, руки не перекрещены. Неударная ру­ка вытянута вперед на уроане груди, ладонью к полу, при ударе она идет в хикитэ. Удар наносится с разворотом ладони по дуге.

Прн выполнении этих-ударов весьма важно начинать движение с поворота бедер, импульс исходит из центра живота, старайся не напрягать руку во время движения. Максимальное напряжение должно быть сделано в самый момент удара, при этом кисть составляет единое целое с предплечьем. Представь себе, что предплечье — это руко­ять меча, а ладоиь — его лезвие. Не забывай делать кнмэ.

Хайто-учи — удар ребром ладони у большого пальца. Выполняется в ближнем бою, изнутри наружу нли снаружи вовнутрь (рис. 58).

Тэйшо-учи — удар основанием кистн у ладони. Выпол­няется так же, как и псе прямые удары, только рука не собрана в кулак, а кисть резко согнута назад, пальцы при­жаты к их основаниям.