Портал боевых искуств

При Выборе Темы Исследователь Должен Руководствоваться

При выборе темы исследователь должен руководствоваться:

  1. Актуальностью вопроса (значением, которое имеет решение даннойпроблемы для практики бокса).
  2. Средствами, которые имеются в его распоряжении (наличие базы,аппаратуры,   помощников,   консультантов,   технических   исполнителей   и т.п.;  возможность  привлечения  в  качестве  испытуемых определенногоконтингента спортсменов).
  3. Уровнем  своей  подготовленности   (опыт работы  по  теме;  знания; владение методиками получения объективных данных и т. п. При этом нужно учитывать не только то, что уже имеет и знает исследователь, но и то, чему может он научиться в сроки, отведенные на подготовку к исследованию).

Тема работы не должна быть слишком обширной и поэтому непосильной. Нельзя, например, поставить перед собой задачу за два-три года одному раскрыть тему «Методика тренировки боксеров». Эта тема включает в себя целый комплекс сложных проблем и под силу только коллективу исследователей. Но не следует исследовать и слишком узкую тему, такую как, например, «Движение в локтевом суставе при нанесении прямого удара».

Выбирая тему научно-исследовательской (курсовой) работы, студент может воспользоваться примерной тематикой научных и курсовых работ, имеющейся на кафедре, или проконсультироваться у более опытных товарищей.

Подготовка к проведению исследований

Прежде всего надо наметить общий план, в котором определить сроки выполнения и содержание основных разделов исследовательской работы: изучение литературы, обобщение опыта практической работы, проведения экспериментальных исследований и т. п. (табл. 17).

Таблица 17

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

научно-исследовательской (курсовой) работы

Тема _____________________________________________________________________

Исполнитель _____________________ Руководитель ____________________________

Начало работы ____________________ Окончание работы _______________________

Задачи исследования _______________________________________________________

Методы   исследования _____________________________________________________

Результат работы (диссертация, курсовая работа, статья и т.п.) ____________________

__________________________________________________________________________

Пути внедрения в практику __________________________________________________

Расходы   на  исследования __________________________________________________

КАЛЕНДАРНЫЙ   ПЛАН

Раздел работы

Начало

Окончание

Примечание

1

2

3

4

I. Определение темы, гипотезы и составление плана

II. Изучение литературы

III. Изучение опыта практической работы:

  • опрос тренеров
  • рассылка анкет
  • личные наблюдения
  • изучение документов, планирование учета
  • обработка полученных материалов

IV. Экспериментальные исследования:

  1. уточнение плана исследований
  2. предварительные эксперименты
  3. основные эксперименты
  4. дополнительные эксперименты

V. Анализ данных экспериментальных исследований

VI. Выводы и предложения

VII. Литературное оформление и опубликование:

  1. статей по теме исследования
  2. докладов и рефератов
  3. работы в целом

В тех случаях, когда работа не имеет экспериментального характера, раздел «Экспериментальные исследования» заменяется разделом «Изучение архивных документов» или «Углубленное изучение опыта практической работы» и т. п.

На основании общего плана работы намечаются планы изучения «литературы, обобщения опыта работы, проведения экспериментов и т. д. Первые варианты этих планов могут уточняться в процессе работы. Однако нужно стараться, чтобы изменения не отразились на сроках окончания работы в целом.

При составлении плана работы нужно обратить внимание на правильное определение ее задач и методик исследований. Например, -основными методами получения объективных данных о технике будут методы фиксирования внешних проявлений двигательного акта (динамография, киносъемка, фотографирование), а также запись биотоков мышц, вспомогательными — физиологические наблюдения, врачебный контроль и т. д.

Эффективность методик обучения исследуют при помощи визуальных наблюдений выполнения движения, сдачи занимающимися нормативов, фото- и киносъемки и т. п. При изучении проблем спортивной тренировки на первое место выдвигаются методики, позволяющие оценить способности и уровень развития двигательных навыков, специальных физических и волевых качеств спортсмена, подбор средств и методов, исследование процессов утомления и восстановления, планирование нагрузок в разные периоды подготовки, влияние тренировки на общее физическое развитие и укрепление здоровья спортсмена. Методики подбираются в соответствии с темой исследования, но в большинстве случаев включают учет спортивных результатов и выполнение специальных, упражнений.

При исследовании влияния внешних факторов на результативность занятий делают химический анализ воздуха и воды и измеряют их тем

пературу, а также температуру различных частей тела и т. д. Для определения эффективности питания, витаминов используют физиологические методики, дополненные динамографией, учетом спортивных показателей и т. п.

Организация и проведение экспериментальных исследований

Эксперимент нужно поставить так, чтобы его результаты не вызывали сомнений. Допустим, исследователь проверяет эффективность одного из вариантов техники ведения боя на ближней дистанции. Он обучил этому варианту одного из своих учеников, и тот имел преимущество в бою с одним противником. Можно ли это считать доказательством преимущества исследуемого варианта? Конечно, нельзя! Победу можно объяснить и другими причинами: способностями боксера, лучшей методикой тренировки и т. п. Опыт дает основание только для предположений, что исследуемый вариант может быть наилучшим. Если исследователь обучил этому варианту нескольких человек и они выиграли у своих соперников, это будет более убедительно, но и здесь остаются сомнения — ведь не исключено, что тренировки проводились по более удачной системе, и это имело решающее значение. Если же группа боксеров, овладев обоими вариантами, при применении одного из них показывает результаты более высокие (в одинаковых условиях) и, кроме того, одерживает победу над боксерами, пользующимися вторым вариантом, можно делать выводы, что первый вариант лучший, и рекомендовать его.

При исследовании проблем методики обучения и тренировки нужно создавать экспериментальные группы, часть которых тренируется (или обучается) по одной программе и системе, а другая часть — по другой. Составы группы должны быть равноценными, условия занятий и условия жизни и работы приблизительно одинаковыми и программы курсов обучения (тренировки) идентичными, за исключением тех ее частей, которые отражают существо исследований. Так, например, нельзя сравнивать результаты обучения группы детей 14-15 лет, с результатами обучения 19-20-летних или взрослых, сопоставлять результаты тренировки спортсменов, тренирующихся три раза в неделю, с результатами спортсменов, тренирующихся шесть раз, и т. д.

Подобрав контингент, исследователь проводит контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке и затем распределяет людей по группам. При этом надо учитывать тип нервной деятельности, стаж занятий боксом и другие факторы.

В ряде случаев до проведения эксперимента нужно проверить теоретические предпосылки, уточнить основное направление исследований, провести предварительные исследования. Бывает, что для уточнения некоторых вопросов недостаточно данных, полученных при основном эксперименте; возникает потребность в проведении дополнительных исследований. Может быть, наконец, и так, что по характеру темы нужно поставить не один, а два, три и больше основных экспериментов, проведенных поочередно или параллельно (в последнем случае наиболее быстрый и верный путь — привлечение к работе коллектива исследователей, работающих над решением одной и той же задачи).

Достоверность данных исследования зависит также от количества испытуемых. Чем их больше, тем меньше вероятность того, что на результаты исследований повлияли неучтенные факторы — индивидуальные особенности занимающихся, различные условия их жизни, психологические факторы и др. При изучении проблем тренировки и обучения число подопытных должно быть тем больше, чем меньше уверенность в полной идентичности состава групп, условий занятий и т. п.

Можно проводить исследования с двумя составами сборной команды (22 человека), одним составом, с несколькими спортсменами и даже с одним боксером, если необходимо выяснить его способности в интересующем нас вопросе, например в силе удара. Такие исследования помогут более индивидуализировать развитие отдельных физических качеств, формирование технических и тактических навыков. В ряде случаев нельзя сравнивать уровень физических качестн, психологической подготовки или особенностей технического мастере та двух боксеров одной весовой категории и квалификации, равноценных и бою, одни и .ч которых строит тактику на использовании своего физического превосходства, а другой делает упор на искусство и технике и т. д. В этом случае можно исследовать только способности индивидуума, подбирать средства и методы, например специальные тесты развития отдельных качеств и навыков, именно для него.

Обработка и анализ данных исследовании

Большинство научных работ и области физкультуры и спорта, в частности в боксе, направлено на изучение зависимости одного явления от другого, например зависимости спортивного результата от системы тренировки, успешности овладения навыками от методов обучения и т. д.

Наиболее простой способ анализа результатов наблюдения — сопоставление средних арифметических величин, которые вычисляются путем сложения всех однотипных показателей наблюдения и деления суммы на количество показателей.

Определение средней арифметической величины показателей дает возможность сравнивать результаты и при неодинаковом численном составе групп. Однако простое сравнение средних арифметических величин не всегда достаточно характеризует исследуемое явление. Среднее арифметическое не дает представления о колебаниях отдельных показателей и более достоверно для небольшого количества случаев.

При большом количестве данных анализ вариативности показателей требует специальной обработки, например вычисления среднего квадрати-ческого отклонения. Такая обработка данных необходима в большинстве случаев исследования проблем тренировки и техники. Нередко абсолютные показатели (в метрах, секундах, килограммах и т. п.) нужно перевести в относительные, так как сопоставление абсолютных величин во многих случаях не дает правильного представления о степени сдвигов изучаемых показателей.

Если данных получено много, их, после предварительной подготовки, нужно расположить по определенной системе (возрастания или убывания). Это облегчит дальнейшие вычисления и само уже является одной из форм статистической обработки материала. При наличии вычислительной техники можно производить операции с большим количеством данных, что повышает достоверность выводов, дает возможность точнее прогнозировать результаты внедрения новых методов тренировки.