Портал боевых искуств

Приложение 1

Приложение 1

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ БОКСА В ИНСТИТУТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В Советском Союзе подготовка тренеров по боксу осуществляется в ин­ститутах физической культуры.

Бокс как спортивная дисциплина представляет собой систематизирован­ный курс теории и практики, базирующийся на научных основах физического воспитания. В процессе обучения студенты овладевают знаниями в области истории, теории и методики бокса, а также организационно-методическими навыками в технике и тактике бокса

Непосредственную учебно-методическую работу по боксу осуществляет кафедра бокса. Она же ведет научно-исследовательскую работу по спе­циальности

Учебная работа по курсу бокса проводится в форме лекций, семинарских, практических, методических н лабораторных занятий, учебной практики, са­мостоятельного выполнения домашних и курсовых заданий.

Лекции охватывают важнейшие вопросы теории, истории н методики бокса. Оин преследуют цель изложить курс теории предмета в соответствии с современной советской наукой о физическом воспитании. Лекции должны быть идейно направленными, воспитывающими молодежь в духе советского патриотизма и беззаветной преданности делу коммунизма.

Лекции могут быть: а) установочными — отражающими сущность взгля­дов советской педагогической наукн на вопросы воспитания, образования и обучения, конкретизирующими эти взгляды в частной методике бокса: б) посвященными узкоспециальным вопросам бокса

Чтение теоретического курса бочса координируется с практическими разделами программы так, чтобы лекция служила введением в тот или иной раздел практики.

План теоретического курса бокса составляется в соответствии с общим учебным планом института, причем учитывается время, отводимое смежным научным дисциплинам, а также то, что изучение какой-либо дисциплины дает студенту известную подготовку для последующего углубленного изучения вопросов теории бокса. Например, вопросы биомеханики бокса целесообразно читать после курса динамической анатомии, вопросы тренировки — после курса физиологии н т. д.

Так же надо подходить и к повторению пройденного учебного материала, рассматривай его пбд новым углом зрения, чтобы более углубленно разобрать какое-нибудь явление или понятие. Такое координирование учебного про­цесса имеет целью сделать доступными для восприятия студентов те или иные разделы курса теории бокса, развивать у студентов умение обобщать и конкретизировать в частной методике бокса положения смежных научных дисциплин и тем самым решать задачу взаимосвязи теоретического анализа н практической работы по боксу.

Семннарскне занятия посвящаются разбору н обсуждению во­просов, связанных с учебной программой, требующей детальной разработки в порядке обсуждения. Семинарские занятия могут быть проведены для за­крепления знаний, полученных на лекциях, нлн для текущей проверки зна­ний студентов.

Семннарскне занятия стимулируют творческую инициативу студентов, раз­вивают умение самостоятельно анализировать различные положения теорнн н практики бокса, умение связывать опыт педагогической работы с научной теорией. Организуя этн занятия, преподаватель заранее подготавливает тему для разбора нли поручает доложить ее одному нлн нескольким студентам. Разбираться могут особенности методики ведущих советских тренеров, нх педагогическое мастерство, манера боя внднейшнх боксеров; построение н со­держание учебных и методических пособий по боксу; организация, судейство, итоги текущих состязаний и т. д.

Практические заия-тия преследуют цель привить студентам на­выки в технике и тактике бокса, умение правильно пользоваться различными упражнениями, что чрезвычайно важно для будущей педагогической дея­тельности.

На протяжении всего курса обучения студенты овладевают средствами и методами физической подготовки не только на занятиях, посвященных фи­зической подготовке, но н на каждом практическом занятнн.

Преимущественный подбор средств н методов физической подготовки определяется направленностью того нли иного семестра, а конкретный выбор средств общей н специальной физической подготовки — задачами того нли иного урока.

Методические занятия бывают практическими н теоретическими. На них преподаватель знакомит студентов с различными методическими приемами обучения н тренировки в боксе, разъясняет, как используются этн приемы в условиях работы с разными по возрасту, подготовленности группа­ми занимающихся.

Лабораторные занятия — самостоятельные работы студентов, проводимые под руководством преподавателя в спортивном зале, методиче­ским кабинете нли специально оборудованном помещении для изучения мате­риальной части научной аппаратуры н получения необходимых навыков по оборудованию н текущему ремонту боксерского инвентаря.

Учебная практика направлена на формирование у студентов про- фесснонально-педагогических навыков обучения, проведения занятий, судей­ства, подготовки общественных кадров, составления программно-методиче­ской документации, начальных навыков организации и проведения научно- исследовательской работы.

Формирование профессиональных навыков осуществляется иа теоретиче­ских н практических занятиях путем выполнения заданий.

Практика по проведению занятий осуществляется в боксерском зале в часы академических занятий, где студенты поочередно выполняют роль

преподавателя, совершенствуя свои навыки в преподавании бокса.

* *

*

Перечисленные выше формы организации учебных занятий используются по определенной системе н в определенной последовательности, которые дают возможность наилучшим образом связать теоретические знания со спортив­ными и профессиональными навыками н умениями. Изучая какой-либо раз­дел курса, например ближний бой, студенты сначала слушают лекцию, все­сторонне освещающую его содержание, затем на практических занятиях осван- вают технику н тактику ближнего боя, на методических занятиях знакомятся с методикой его преподавания, а на занятиях по учебной практике учатся са­мостоятельно преподавать. Цикл завершается семинаром, на котором обсуж­даются основные вопросы теорнн н практики ближнего боя.

* *

*

Самостоятельная работа студентов состоит в изучении програм­много материала по учебным пособиям н дополнительным литературным источникам, в выполнении отдельных домашних заданий и курсовой работы. Кроме того, студенты участвуют в деятельности студенческого научного кружка, регулярно тренируются для повышения своей спортивно-технической подготовленности.

Самостоятельная работа студентов — прямое выражение принципа актив­ности в учебном процессе. Она дает возможность лучше усваивать учебный материал, правильно и прочно закреплять полученные знания.

Домашние задания выполняются в соответствии с теоретическим и практическим разделами программы. Кафедра бокса должна иметь перечень тем домашних заданий. Тема может быть посвящена либо узкому вопросу теории нлн практики бокса, либо быть комплексной, т. е. охватывать ряд вопросов.

Комплексная тема выполняется группой студентов. Например, в широкую тему «Тренировка» могут входить вопросы организации тренировки, планиро­вания ее, гигиенического режима н т. д. Подтемы распределяются среди сту­дентов, и работа их координируется кафедрой.

Выбор тем должен быть свободным: каждый студент выбирает ту тему нз пройденного материала программы, которая вызывает у него больший ин­терес.

Курсовая работа рассматривается как составная часть выпуск­ного экзамена. Темы курсовых работ рекомендуются тематическим списком кафедры или избираются самим студентом.

Планы курсовых работ утверждаются кафедрой. Работая над темой, сту­дент консультируется на кафедре бокса и кафедрах теоретических дисциплин.

Работу над курсовой темой лучше всего организовать в студенческом научном кружке.

Студенческий научный кружок—общепринятая в совет­ской высшей школе форма занятий. В ней выражается стремление студентов к самостоятельной научной разработке тем предмета будущей специальности.

Научный кружок возглавляется научным руководителем, назначенным кафедрой. С помощью заведующего кафедрой и выбранных нз числа студен­тов председателя и секретаря кружка научный руководитель организует н планирует всю работу.

Кружок должен собираться не реже двух раз в месяц. Занятия пред­ставляют собой доклады научных работников на темы, интересующие членов кружка, сообщения студентов об их работе над той или иной темой. Практи­куются просмотры учебно-научных фильмов. Каждый член научного кружка должен активно работать над избранной им темой и участвовать в обсуждении вопросов, стоящих на повестке заседаний кружка.

Лучшие работы студентов, членов научного кружка, обсуждаются на общенистнтутскнх научных конференциях.

Занятия по повышению спортивного мастерства слу­жат для совершенствования студентов в боксе. Занятия носят учебно-трениро­вочный характер; организуются они во внеурочные часы под руководством тренеров, готовящих студентов к состязаниям. Состязания должны быть со­ставной частью обучения н воспитания студентов.

Тренировочные занягня организуются в течение всего года; планируются они в зависимости от календарного плана состязаний центрального, республи­канского н городского советов Союза спортивных обществ н организаций.

Педагогическая практика студентов, специализирующихся по боксу, осуществляется на последних курсах обучения, когда студенты имеют уже достаточную педагогическую подготовку и знакомы с различными фор­мами организации учебно-спортивиой работы.

Педагогическая практика осуществляется на последних курсах обучения, когда студенты имеют уже достаточную педагогическую подготовку и зна­комы с различными формами организации учебио-спортивной работы. Педаго­гическая практика организуется в секциях бокса спортивных организаций н учебных заведений.

Основная цель педагогической практики — предоставить возможность сту­дентам ознакомиться со всеми формами организации учебно-спортивной ра­боты по боксу в конкретных условиях спортивного коллектива.

Задачи практики —закрепить знания студентов в области теории и прак­тики бокса н их педагогические навыки в учебных н тренировочных занятиях.

Программа практики содержит перечень всех видов работы, которую должны выполнять студенты-практиканты: планирование работы по боксу, самостоятельная организация и ведение учебио-треиировочных занятий, орга­низация состязаний и участие в них в качестве судьи, организация агита­ционных выступлений по боксу и др.

В обязанности методиста, наблюдающего за практикой, входит:

1)    консультация: а) при составлении индивидуального плана практики применительно к особенностям коллектива, в котором проходит учебная прак­тика; б) при составлении рабочих планов иа период обучения в зависимости от уровня подготовленности занимающихся н текущих задач учебно-спортив­иой работы коллектива;

2)    методический разбор занятий;

3)    учет выполнения плана и программы практики;

4)    контроль за правильностью методической документации.

При оценке практики студентов учитываются: качество занятий, качество учебной документации, своевременность выполнения заданий н производствен­ная характеристика с места практики.

Судейская практика имеет целью дать возможность студентам до окончания института получить подготовку н квалификацию судьи по боксу. Теоретическая подготовка студентов по судейству осуществляется на специаль­ных лекциях и семинарских занятиях, предусмотренных программой инсти­тута. Судейскую практику студенты получают на официальных состязаниях, организуемых внутри института, и на состязаниях «открытый ринг».

Практика подсчета очков н заполнения судейских записок организуется на любых состязаниях по боксу. Студенты заранее получают необходимое ко­личество судейских записок и судят встречи с мест для зрителей. Записки затем разбираются преподавателем на семинарских занятиях при активном участии всей группы.

Следует рекомендовать студентам чаще принимать участие в судействе состязаний, в особенности «открытого ринга» для новичков.

Приложение 2

Личные и командные результаты советских боксеров в первенствах Европы и олимпийских играх

Место и год проведения

Медали

Всего недалей

Занятое место

Количе­ство очков

золотые

серебряные

бронзовые

Первенство Европы

Варшава,

В. Енгнбарян

Б. Степанов

А. Булаков

8

II

39,5

1953

А. Шоцикас

А. Засухии

Б. Тншнн

С. Щербаков

Ю. Егоров

Берлин,

Г. Шатков

Б. Степанов

В. Енгибарян

1955

А. Шоцикас

А. Засухнн

6

II

32,5

К- Дженерян

В. Сафронов

Прага, 1957

О. Григорьев

В. Енгибарян

Ю. Громов

6

I

31,5

А. Абрамов

И. Соболев

Люцерн,

В. Енгибарян

О. Григорьев

В. Стольников

1959

Г. Шатков

Л. Сенькнн

6

II

33

А. Абрамов

Белград,

С. Сивко

В. Стольни­

8

I

50

1961

А. Туминьш

ков

Р. Тамулис

А. Засухии

Б. Лагутнн

Е. Феофанов

А. Абрамов

Москва,

В. Быстрое

Б. Никаноров

10

I

62

1963

О. Григорьев

А. Туминьш

С. Степашкнн

Д. Позняк

Р. Тамулис

А, Абрамов

Б. Лагутин

В. Попенченко

Олимпийские игры

Хельсинки,

В. Меднов

А. Булаков

6

II

24

1952

С. Щербаков

Г. Гарбузов

Б. Тншнн

А. Перов

Мельбурн,

В. Сафронов

Л. Мухин

А. Лагетко

6

I

33

1956

В. Енгибарян

Р. Мураускас

Г. Шатков

Рнм, 1960

О. Григорьев

С. Сивко

Б. Лагутин

5

IV

24

Ю. Радоняк

Е. Феофанов

Токио,

С. Степашкин

Б. Баранников

С. Сорокин

9

I

48

1964

А. Лагутин

Е. Фролов

В. Емельянов

В. Попенченко

Р. Тамулис

А. Киселев

 

 

[1] Так называемая «школа мяча», разработанная П. Ф. Лесгафтом.

[2] Педагогической практикой тренеров, работающих с боксерами, установ­лено, что спортивная техника скорее и лучше усваивается теми спортсменами, которые проявляют большую ловкость в играх и других видах спорта.

[3] Каждой атаке должен предшествовать финт — угроза ударом,— соеди­няемый с маневрами движением ног, чтобы содействовать внезапности атаки.