Портал боевых искуств

Рукопашная Борьба Стара Как Само Человечество

Рукопашная борьба стара, как само человечество. Еще 3 тысячи лет назад индийский князь покалечил и убил множество рабов, уточняя и систематизируя болевые точки на теле человека.

Бродячие монахи перенесли знания в Китай, а затем через море — в Японию. Есть упоминание о том, что в I тысячелетии до нашей эры в Японии существовала борьба сянпу, по-японски — собаку, что сегодня произносится как сумо. Сведения о сумо можно найти и в Кодзики (Записи древних дел) VIII в., когда благодаря искусству рукопашного боя прародитель расы Ямато стал победителем вождя местных племен острова Хонсю — Такэминаката-но ками, присоединив их острова к своим владениям.

Далее, в Нихонги VIII (Анналах Японии) описано, как в 230 г. до н. э. в присутствии императора состязались лучшие бойцы. Кохая из Тадзима был побежден Номи-но Сукунэ из Ид зимы (рис. 2). Сукунэ ударом ноги проломил сопернику грудную клетку, а затем прыгнул на потерявшего сознание и переломал ему кости таза. Убив соперника, он стал первым чемпионом сумо (рис. 3).

В эпоху раннего средневековья спортивная и боевая борьба разделились и стали развиваться каждая сама по себе. Рукопашная борьба в доспехах — ёрои кумиуги — была развита Сакаэда Мурамаро (эпоха Нара). Впервые канонизирована позже, в XV веке, школой Цуцуми-ходзан-рю. В

Рис. 2 — Номи-но Сукуне

Что такое джиу-джитсу?

Рис. 1 — Иероглифы Джиу-джитсу

Что такое джиу-джитсу?

Рис. 3 — Борцы сумо (по японской гравюре)

XI — XV вв. удары кулаком отсутствовали, так как можно было скорее сломать кисть о стальную броню, чем поразить противника. За недостатком оружия, при необходимости, в ход шел небольшой нож кодзука, которым можно было в щель между лат нанести чувствительную рану вооруженному самураю. Находили большее применение броски и выламывание суставов.

Что такое джиу-джитсу?

Рис. 4 — Японский самурай (по японской гравюре)


В XVI в. пули из ружей стали пробивать латы и популярность приобрели облегченные доспехи мастера Мацу нага Хисасигэ — гусоку. Затем стал использоваться и малый доспех — когусоуку, состоящий из нарукавников, наколенников и набедренников (рис. 4). Хисамори Такэноути, родившийся около 1500 г. в провинции Мимасака, в июне 1532 г. в храме Санномия в ходе медитации получил информацию технического и духовного плана, что помогло ему создать эффективную школу джиу-джитсу.

Сторонники японского происхождения джиу-джитсу связывают эту дату с созданием Тэконоути-рю, школы, существующей поныне.

Сторонники китайского происхождения ссылаются на Чжань Юань-биня, который прибыл в Японию из Китая. Он осел в храме Какуседзи в Адзубу и обучил там не одного знаменитого бойца. Именно Чжань Юань-бинь ввел в джиу- джитсу технику добивания после броска — атэ-ваза, без чего невозможно бороться против нескольких нападающих.

И врач из Нагасаки — Сиробэй Акаяма, тоже путешествовал по Китаю, где научился ключевым приемам борьбы хакудо, которое сразу не привилось в Японии, поскольку арсенал ударной техники был невелик. Через четыре года неудач Акаяма закрыл школу и удалился в храм. Однажды выпал обильный снег и поломал своей тяжестью ветви деревьев. Уцелела лишь вишня (по другим источникам — ива), которая согнулась, и снег соскользнул вниз, не нанося ей ущерба. Акаяму осенило — силу должна побеждать гибкость, и это легло в основу школы ёсин-рю, для которой он разработал около 300 приемов.

По еще одной версии ёсин-рю создал врач Ёсин Миура. Он разработал систему 70 приемов, и после его смерти ученики назвали систему по его имени — ёсин-рю (или миура-рю).

Как бы то ни было, но система давала свои результаты. А в XVI в. появился и сам термин джиу-джитсу (вернее — дзю-дзюцу). Его можно перевести по-разному: незаметное искусство, тайное искусство, искусство четырех пальцев, искусство незаметного отключения, и даже ветка, не сломленная снегом и т. д. (рис. 5).

Джиу-джитсу никогда не было общим достоянием, как, скажем, ушу или каратэ. Оно всегда было элитным, тайным, как того требовал кодекс фамильной чести гордых самураев. Но в 1868 г. в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Уже нельзя

Что такое джиу-джитсу?

Рис. 5 — Старое японское пособие по джиу-джитсу

было разгуливать по улицам с мечом, и многие мастера покинули родину, разнося технику джиу-джитсу по миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна 1868 была особенно внушительной.

Эмигранты оживили пламя техники, уже давно тлевшее благодаря их соплеменникам, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах. Так было дано начало и следующему витку развития техники борьбы в недрах спецслужб различных стран на разных континентах.

В России джуисты-японцы натаскивали специалистов генерального штаба, армейской разведки и контрразведки, Третьего департамента полиции. Это уже потом, разбавив технику, стили стали называться французским стилем, русским стилем, самбо, САМОЗ и т. п.

В Японии сегодня более двухсот стилей джиу-джитсу, из них сугубо традиционных около десятка, остальные можно назвать подстилями, или современными стилями джиу- джитсу. Много современных школ джиу-джитсу и на Западе. Одни служат интересам полиции, другие ориентированы для узких специализаций — обслуживающий персонал, телохранители. Основная их масса отошла от бросковой техники, больше делая акцент на ударную — также, как находящиеся в ассоциациях каратэ или ват-джитсу (фото 1).

Самой изначальной идее джиу-джитсу претит очковая система соревнований, где существует хотя бы один запрет на какой-нибудь боевой прием. Поэтому в настоящем джиу- джитсу полностью отсутствует соревновательная лихорадка конкурентности: противникам просто-напросто нечего доказывать друг другу, поскольку настоящее джиу-джитсу выше коммерческих турниров и показух, обменов ударами, когда есть правила и противники порой играют, а не сражаются.

Эта спортивность выхолостила преемника джиу-джитсу — дзюдо, а также каратэ и тэквондо, которые красивы в видеобоевиках, но малоэффективны против уличных подонков, вооруженных ножами и имеющих очень отдаленное понятие о чести и спортивных запретах.

Что такое джиу-джитсу?

Итак, джиу-джитсу все-таки выжило и живет, и нет искусства ближнего боя более сильного, чем джиу-джитсу, и, попав в тиски приема, выбраться из них весьма и весьма проблематично.

Фото 1. Удар ногой в прыжке в Ват-джитсу


Часть I ОСНОВЫ ТЕОРИИ

БУСИДО

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть, когда правомерно умереть.

Дайдодзи Юдзана

Термин Буси-до можно перевести как Путь воина (самурая).

Техника джиу-джитсу является таким грозным оружием, что его приходиться уравновешивать некими моральными принципами, сдерживающими возможную агрессию. В этом отличается восточный подход от западного, где для европейца главное — набор приемов, а не человеческие духовные ценности. Моральные принципы воинов были описаны во многих статьях кодексов чести воина: Кюба-но мити

Что такое джиу-джитсу?

Рис 6 — Палка против меча (по гравюре Хокусая)


(Путь лука и скакуна), Букэ сё хатто (Уложение о самурайских родах), Будо сёсин рю (Начальные основы воинских искусств) Дайдодзи Юдзана, 11 томов Хакагурэ (Скрытое в листве) Ямамото Цунэтомо и др. Общие принципы лаконичны и просты:

— Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе

вопрос, правда ли то, что ты собираешься сказать.

— Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

— Верность, справедливость и мужество — три главные добродетели.

— Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая.

Не говоря уже о необходимости изучения наук, воин должен

использовать досуг для упражнения в поэзии… Буси-до сводило множество правил к основному:

— Истинный воин должен быть верен (отечеству, родственникам).

— Вежлив (быть уважительным, скромным и утонченным).

— Мужественен (храбр, тверд, хладнокровен, терпелив, вынослив,

находчив).

— Правдив (прям, искренен, честен и справедлив).

— Прост (скромен и чист).

Что такое джиу-джитсу?

Рис. 7— Иероглифы Будо

Если же самурая подозревали в несоответствии правилам Буси-до, он имел право на сеппуку (совр.: харакири), что освобождало его семью от преследований. В целом же самурай был не только рубакой, но и воином-художником. Как повествует легенда, в шатер к Такэда Сингэна однажды ворвался его заклятый враг — Уэсуги Кэнсин. Подняв меч над головой сидящего Такэда, Кэнсин, издеваясь, спросил,

что Такэда собирается делать перед лицом неминуемой смерти? Такэда спокойно отразил удар острого, как бритва, меча железным веером и хладнокровно сложил лирическое пятистишие, пока телохранители выводили потерпевшего фиаско Уэсуги. И это не единичный пример собранности и бесстрашия самураев.

Добиться уверенности в себе самураям помогала не только техника боя, но и изощренный психотренинг и дзэн.

ДЗЭН

Путь от наличия духа (у-син) до отсутствия духа (му-син) — таков путь воина в процессе воинского обучения.

Такуан.

Сам по себе Дзэн прибыл из Индии с первым патриархом Бодхидхармой (рис. 8), где-то в конце V — начале VI в. н. э. Бодхидхарма передал эзотерическое учение о внезапном просветлении (которое впоследствии получило название чань-цзунь — школа чань) китайцу Хуэйкэ. Поскольку

Что такое джиу-джитсу?

Рис. 8 — Монах Бодхидхарма.


Бодхидхарма еще и владел боевым искусством индийских кшатриев ваджрамушти, он обучил ему и своих учеников, из чего потом возник шаолиньский стиль. Монахи преуспели в борьбе настолько, что сначала истребили всех разбойников в окрестных лесах и навели порядок во всей округе. А затем и сами стали нападать на караваны, требуя платить Шаолинь-сы подати. Так что учение не было сугубо оборонительным и мягкотелым.

Как говорят адепты дзэн, дзэн — это откровение по ту сторону слов и знаков; опыт, передаваемый от сердца к сердцу и ведущий к просветлению. Отрешенное созерцание (дзадзэн) приводит к минутам просветления (сатори). Старец Хань Шэнь в XVI в. писал: Я брел куда-то. Внезапно не стало ни тела, ни ума. Все, что я мог чувствовать, было великим сияющим Целым — вездесущим, совершенным, ясным и возвышенным. Это было подобно всеохватывающему зеркалу, в котором возникают горы и реки… Мои чувства были ясными и прозрачными, как будто тело и ум исчезли.

Нечто подобное описывает и поэт Д. Андреев: Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мной, но как бы сквозь мою собственную душу. Это было чувством необычайным. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на земле, и все, что могло быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, как будто стройные сферы, медлительно возвращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня. И все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством… Все было во мне той ночью и я был во всем.

Могу подтвердить это личными переживаниями, особенно необыкновенно острыми в первый раз. И это событие на всю жизнь, необхватываемое, хоть и может повторяться довольно часто. Дзэн как бы дает возможность увидеть не кусок мира, доступный зрению, слуху и другим чувствам, а как бы действительно стать всем во всем в этой Вселенной… Нет слов, которыми можно было бы описать эти чувства. И не зря говорят: Знающий — молчит, незнающий — говорит.

Дзэн отрицает книжную мудрость; раньше библиотеки устраивались около отхожего места, подчеркивая этим ничтожество книжного знания. Второй патриарх Хуэйкэ замечал: Книжник подобен бедняку, который день и ночь считает сокровища.

Дзэн — это путь практики, духовной и физической. Боевые упражнения и длительное сидение в медитации дополняли коан (парадоксальные задачи Дзэн). Допустим, ученик получал задачу — как это сделал наставник Мокурай, когда юный ученик Тойо настойчиво просил дать ему коан, чтобы, углубившись в него, остановить бесполезные блуждания разума. Мокурай сказал: Ты можешь слышать, как хлопнула ладонь о ладонь, но как звучит хлопок одной ладонью?. Напрасно вслушивался Тойо в песни гейш, капель весны, крики совы, стрекотанье цикад, завыванья ветра. Почти год понадобился Тойо, чтобы войти в подлинную медитацию, превзойдя все звуки, и решить коан.

Коанов много. Сложность постепенно возрастает, выводя сознание практикующего на следующий горизонт свободы, непривязанности.

Дзэн помогает легче концентрироваться; свободней применять различную технику боя, избегая ненужной жестокости. Психотренинг позволяет притуплять ощущения боли в схватке, что ценно само по себе, раны заживают быстрее, травмы лечатся успешней.