Портал боевых искуств

  • .

Ср Еди Коллекционеров Оружия Во Всем Мире Японский Меч Ценится Весьма Высоко

Ср еди коллекционеров оружия во всем мире японский меч ценится весьма высоко. Для своего веса это сильнейшее оружие, оно прекрасно сохраня­ет заточку лезвия; профиль элегантный, а его сораз­мерность вызывает восхищение. Самураи считали, что каждый клинок имеет душу. Взяв в руки знаме­нитый меч, некоторые даже испытывали видения ге­роических сражений.

Уникальная кривизна лезвия и соответственный профиль деревянных ножен позволяют быстро выта­щить меч и перевести в позицию для нападения или защиты. Мягкое дерево нежно вмещает клинок, впи­тывает смазку, защищая его от ржавчины. Меч дол­жен входить в ножны очень легко. Длина типичной рукоятки катана достаточна для двуручного захвата. Хорошо отбалансированным мечом можно фехтовать и одной рукой. Баланс определяет длина рукоятки, а также вес и форма других элементов. Все должно быть технически совершенно и красиво.

Изготовлению меча посвящено немало литерату­ры, поэтому здесь приводится лишь краткое описа­ние этого процесса. Чтобы стать мастером этого тра­диционного японского искусства, нужно было долго учиться и работать. Обычно кузнецы собирали бога­тый железом песок и сами получали сталь. При этом применялись различные методы внесения в сплав углерода и самой плавки. В технологии были разные •секреты, но все мастера для получения заготовки накладывали тысячи слоев стали один на другой. В итоге проковки такого набора создавалась особая мо­лекулярная структура металла, отличавшаяся чрез-

——- Киссаки — острие

——- Косиноги — маленькое

синоги

—— Боси — дзи над ёкотэ

\

\

Джи — плоская поверхность

Хамон — линия — закалки

^ Моноути — верхняя треть , клинка

Мунэ — задняя часть клинка

Фукура — изгиб над ёкотэ

Ёкотэ — клин у острия

Синоги дзи — плоская поверхность над синоги

Ха — край


Синоги — линия клина

Мунэмати — выступ на задней части

Хамати — выступ на крае

Мэкуги ана — отверстие для

штифта

Накаго — хвостовик под рукоятку

^              ^^ Мэй — имя меча

Сая —

ЯПОНСКИЙ МЕЧ

Кодзири — торец

ножны

Сагео — шнур

Куригата — кольцо для шнура

Xабаки — стопорное кольцо

Цуба — гарда

ЯПОНСКИЙ МЕЧ

Коигути — щель Сэппа — разделитель

Мэкуги — штифт

Мэнуки — орнаментная насечка \

\

^ ^ Цука — рукоятка

У

Цукаито — оболочка рукоятки

Цукагасира — торец рукоятки

Футиканэ — стопорное кольцо

вычайной твердостью и способностью сохранять вы­сокую остроту лезвия.

Есть целый ряд существенных моментов в изго­товлении меча:

• обеспечение правильного содержания углерода;

•                 покрытие относительно гибкой металлической сердцевины более твердым слоем металла для образования острого края;

•     выковывание кривизны лезвия, не сгибая его;

•                 закаливание лезвия для придания ему твердо­сти и красоты.

Закончив изготовление, большинство кузнецов от­дают изделие на полировку для придания формы и остроты клинку. Другие создают ножны и иные ак­сессуары. Каждый этап порой длится больше меся­ца. Правительство Японии тщательно регулирует производство мечей и во избежание плохой продук­ции мастеру разрешено делать не более одного в ме­сяц. Они могут делать в три и даже четыре раза больше, не нарушая стандартов качества, благодаря современным технологиям, но правила были уста­новлены много лет назад для старого способа произ­водства. Занимающемуся Иайдо не обязательно знать, как делают меч, однако ученик должен знать назначение и функции всех его частей.