Портал боевых искуств

  • .

Старое На Службу Новому

Старое на службу новому

В этой главе речь пойдет о боевом искусстве в нашей стране, а так как тема поистине неисчерпаема, то мы ограничимся лишь несколькими примерами ис­пользования накопленного опыта при создании некоторых разработок УНИ- БОС сотрудниками нашей ассоциации[14] и научно-информационного центра «Здоровье народа». Для начала обратим свой взор на юг.

Множество тайн хранит в себе крымская земля. Много тайн хранят и люди, живущие на ней. Необычайно интересны полузабытые ритуалы и обычаи много­численных народов и народностей, населявших Крым. Некоторые из ритуалов так или иначе можно отнести к традиционным единоборствам, и именно они были спасены от забвения усилиями членов и добровольных помощников Меж­дународной ассоциации боевых искусств «Шоу Дао». Так, был сохранен для истории «каменный бой» села Аджимушкай — уникальное явление, сочетающее в себе искусство владения камнем и варварский ритуал массовых побоищ. Но ничто из человеческой истории не должно погибнуть, ибо последствия этого тяжки и непредсказуемы, в чем народы современного мира уже не раз убежда­лись на собственном опыте. А теперь прикоснемся к страницам истории.

Много веков назад начались разработки строительного камня на Крымском полуострове. Первоначально велись они открытым «клювачным» способом. Верхний слой рыхлой земли снимался вручную до известковых монолитных по­род, в которые по разметке вгонялись клинья. С их помощью от монолита отде­лялся пласт нужной величины, превращавшийся затем в плиту или блок, пред­назначенный для строительства. Впоследствии методы добычи стали совершен­ствоваться, открытый способ уступил место закрытому, благодаря которому и возник легендарный и таинственный мир каменоломен. С появлением же желез­ных пил разработка камня приобрела поистине промышленные масштабы и близлежащие к каменоломням селения все больше и больше стали обретать вид и статус промышленных зон.

В XVIII веке феодальный уклад вступил в противоречие с капитализмом. В местах разработки камня стали находить приют и убежище каторжники и крепо­стные, а также другой разношерстный и многонациональный пришлый люд. Из русских, французов, украинцев, итальянцев, греков, белорусов, караимов и лю­дей других национальностей стал складываться социум резчиков камня. Боль­шинство резчиков жило в «скалах» и называло себя скалянами. Скалами имено­вались монолиты известняка, в которых вырезались обширные ниши для жилья. Вход в жилье закладывался штучным камнем, затем вставлялись двери, а вместо оконных стекол использовался надутый бычий мочевой пузырь, способный про­пускать тусклый свет в каменное жилище.

Камень для скалян был самой жизнью. Он давал им хлеб, кров, служил ору­жием. Ведь именно с помощью камней зачастую решали споры, охотились на морских птиц, защищали свою честь и жизнь. Приблизительно в XVIII веке в се­лениях близ каменоломен появился народный обычай «воевать» камнями. В сути своей он аналогичен русским «кулачкам» — кулачным ритуальным боям.

Бои камнями проводились, как правило, в праздничные и выходные дни и служили своего рода кровавым развлечением. Пацаны-застрельщики, гостевой, пришлой, принадлежащие стороне, начинающей бой, вихрем врывались на улицы поселка «хозяев» и бросали камни во все, что могло разбиться, побуждая тем самым жителей к ответным действиям. Несколько «хозяев» легко отгоняли застрельщиков, но тем на помощь приходила первая волна «гостей» постарше и поопытнее. Самые умелые бойцы вступали в единоборство лишь в разгар сраже­ния, а то и ближе к его концу. Выигравшей считалась сторона, загонявшая про­тивника в его собственные жилища. Иногда бой заканчивался вничью, по обо­юдному согласию сторон. Бой мог происходить и на ничейной территории по предварительной договоренности, а мог начаться и рыцарской дуэлью лучших, за которой затаив дыхание следили обе стороны. Правила запрещали бросать камни (бить) в упавшего человека, старались не бить в голову, запрещались драки. Но, несмотря на эти запреты, варварская забава многих оставляла кале­ками, были и смертельные исходы. Один из участников и очевидцев боев Нико­лай Андреевич М. (фамилия не указана из этических соображений) вспоминает, с какой горечью переживали односельчане смерть красавца грека Кристофора, случайно убитого в одном из боев. К слову сказать, Кристофор ввязался в бой из­рядно захмелевшим, что, должно быть, также сыграло свою зловещую роль.

К концу XIX века и в начале XX «каменная забава» распространилась далеко за пределы каменоломен. Дрались не только скаляне и аджимушкайцы (пред­ставители северной и южной части поселка Аджимушкай), дрались между собой жители районов Керчи: Горки, Глинки, Завода… Они же, забыв распри, не раз объединялись в честолюбивой, но бесплодной надежде одержать победу над аджимушкайцами. Среди тех были исключительно опытные и искусные бойцы, которые в одиночку могли сдерживать натиск десятков человек. В памяти старо­жилов поселка до сих пор живут имена последних искусников каменного боя: Андрея Колесника, братьев Жуковых и многих других.

Владеющий искусством каменного боя умел послать камень весом от 50 до 300 граммов рукой (а иногда и самодельной пращой) точно в цель, удаленную на расстояние до 60 метров, а иногда и далее. Он мог также, практически стоя на ме­сте, оставаться неуязвимым под градом камней, для чего использовалась разно­образная, доведенная до совершенства техника, а иногда и нехитрые приспособ­ления.

Только передвижения (уклоны, повороты, прыжки, перекаты и т.д.) не могли гарантировать защиты от града прицельно посланных камней. Важную роль в отражении такого обстрела играла, например, плашка — небольшая ка­менная пластинка, используемая для отражения «снарядов» противника.

Камни отбивались брошенным навстречу им камнем, а также движением руки или ноги; могли быть пойманы на лету и отправлены по обратному адресу, для чего использовалось своеобразное дуговое движение рукой, позволяющее при ловле камня ослабить силу его удара о ладонь (сила разлагалась на соста­вляющие части). Для этого ладонь не только следовала по траектории полета камня чуть быстрее его скорости, но и уводила камень по дуге постепенно на свою траекторию, где и гасила остатки его ударной силы усилием мышц руки.

Камни делились по форме на «кругляш» (оптимальный камень, годящийся как для дальнего, так и для ближнего боя и имевший более других шансов быть точно посланным в цель); «кусок» (неправильной формы камень, успешнее при­менявшийся в ближнем бою); «плоскарь» (плоский камень, считающийся нена­дежным, так как в полете благодаря сопротивлению воздуха мог неожиданно из­менить траекторию, в результате чего становилось весьма проблематичным по­падание в цель[15]); плашка (камень, назначение которого уже было описано).

Различались камни и по размерам. Лучшим считался «кулачок», или «серед­няк» (средних размеров камень, удобно ложащийся в руку). «Малый», или «суха­рик» (маленький камень), чаще использовался как застрельный, или за неиме­нием других, более крупных. «Крупняк» (большой камень) использовался с нео­хотой да и то для ближнего боя.

Опытный боец в начале боя всегда имел при себе «горку» — несколько кам­ней, сложенных друг на друга и покоящихся в ложбинке между предплечьем сог­нутой в локте руки и туловищем. Наиболее опасными считались левши, так как у среднего бойца вырабатывалась привычка следить за движением тела и плеча правой руки, и если среди противников попадался левша, к его движениям труд­нее было приспособиться. Иногда, в качестве разносчиков камней, использова­лись подростки, но, как правило, в этом не было необходимости — уже через не­сколько секунд после начала баталии камней под ногами бойцов обеих стдрон валялось в изобилии.

Мастерами каменного боя были разработаны тактика и стратегия массовых битв, по всем канонам боевого искусства (окружение, атака с флангов, засады, ложные прорывы и т.д.), а также простейшие обманные действия (целишься в одного, бросаешь в другого, имитируешь броски с последующим реальным по­ражением цели и др.).

Итак, мы столкнулись с уникальным явлением, достойным подробного и кропотливого изучения не только исследователями единоборств, но и психоло­гами, социологами, а может быть даже и этнографами. При всей своей уникаль­ности это явление тем не менее — неотъемлемый фрагмент мозаичной кар­тинки, составленной и из других явлений подобного рода. Их изучением и зани­мается наша ассоциация. Они на первый взгляд не имеют общих корней, однако — это ветви одного и того же дерева, питающегося соками социальных потреб­ностей самых разнообразных групп людей. Поэтому при более внимательном исследовании становится понятным, каким образом фрагментами одной и той же картины могут стать благороднейшее искусство ушу и неуловимые мафиоз­ные образования, типа печально известной Триады; состязания борцов на на­циональных праздниках и кулачные побоища стенка на стенку, устраивавшиеся в России; соперничество школ восточного боевого искусства и отвратительные столкновения молодежных банд, типа «войны цветов» в США или городских группировок у нас в стране. Изучать эти явления необходимо, так как пришла пора отделять плевелы от зерен и начинать формировать социальные потребно­сти таким образом, чтобы они приносили пользу как самим людям, так и госу­дарству.

Общие закономерности развития боевого искусства выявляются при сопо­ставлении техник разного происхождения. Давайте познакомимся с некото­рыми тайнами «яиц каменной птицы» — грозного оружия воинов Шоу, принад­лежащего первоэлементу земля (камень).

Камень в Шоу Дао использовался не только как метательное оружие, но и как тренировочный снаряд, и как оружие, удерживаемое в руке. По мере описа­ния в статьях сборника различных элементов техники Шоу Дао будет, как пра­вило, упоминаться и об использовании этих элементов при работе с различными снарядами, в том числе и с камнем, а в этой книге вы познакомитесь лишь с осно­вами техники метания «каменных яиц»[16].

«Каменные яйца» делились в Шоу Дао на несколько категорий, некоторые из которых в принципе совпадали с классификацией аджимушкайцев[17]. Напри­мер, «кругляшу» в Шоу соответствовало «белое каменное яйцо», «плоскарю» — «черное каменное яйцо», «куску» — «красное каменное яйцо» и т.д. Но техника была уже намного сложнее.

При метании использовались четыре основные группы хватов камня: «не­бесный», «обезьяны* лапа», «пасть собаки», «летящая ласточка». При «небесном хвате» камень удерживался в руке лишь за счет собственной тяжести или сил, возникающих при ее участии. Эта группа способов подразделялась на части под названиями «парящая каменная птица» и «сидящая каменная птица».

При «сидящей каменной птице» камень удерживается за счет собственного веса, как бывает при метании тяжелых камней («яйцо семерых птиц») толчком. В таких случаях он просто лежит, например, на обращенной вверх ладони.

При «парящей каменной птице» камень удерживается за счет центробежной силы. Здесь рука совершает округлые движения со скоростью, достаточной для рождения силы, удерживающей камень. Бсть специальные формы (тао), посвя­щенные этой технике. Они вырабатывают навыки правильного движения (при­мер на рис. 154 — 176) при выполнении приемов с такими траекториями. Этот уникальный способ позволяет за счет возникновения специфических ощущений в мышцах в несколько раз ускорить и облегчить освоение техники, присущей тодько Шоу Дао.

При способах из группы «обезьянья лапа» камень охватывается всеми паль­цами, способы же отличаются друг от друга лишь глубиной погружения снаряда в кисть и силой хвата. Хваты типа «пасть собаки» предназначены для метания плоских камней и отличаются друг от друга количеством пальцев, участвующих в хвате. Наиболее часто употребляется бросок камня с опорой его края на указа­тельный палец и удерживанием с боков средним и большим.

Разнообразны броски с помощью хватов «летящая ласточка». Правда, в на­чальной фазе метания эти способы лишь с натяжкой можно отнести к настоя­щим хватам, как, впрочем, и большинство способов из группы «небесных». От­личаются же они от «небесных» в первую очередь продолжительностью кон­такта с «каменным яйцом», а вследствие этого и методом метания. Например, бросок со «спины летающей рыбы» означает метание камня, положенного на подъем стопы и пальцы ноги. А удар по подброшенному вверх камню этой же частью ноги относится уже к «летящей ласточке», а не к «небесным хватам», как предыдущий. Естественно, для исполнения бросков «каменных яиц» ударами по ним требуются хорошо закаленные ударные части. В Шоу Дао существуют способы метания камней и с помощью различных приспособлений — использо­вание этих специфических видов оружия определяется своей, весьма изощрен­ной техникой.

Мы же пока ознакомимся с метанием «каменных яиц» «обезьяньей лапой». Первая группа навыков — это метание на близкое расстояние — от одного до трех метров, когда бросок служит продолжением удара и является для противника полной неожиданностью. Такие приемы объединены в группу «длинная рука» и особенно эффективны в ближнем бою в комбинации с нанесением ударов зажа­тым в руке «каменным яйцом». При выполнении бросков этими способами не­обходима кратковременная четко выраженная остановка бросающей конечно­сти в сочетании с предельной концентрацией усилия, что зрительно роднит та­кие приемы Шоу Дао (где остановки практически отсутствуют) с некоторыми приемами ушу и каратэ.

Вторая группа — метание в более привычном всем нам стиле, но по не­сколько непривычным траекториям. Впрочем, в эту группу входит и обычный способ, с детства знакомый нам по игре в снежки. Кроме него, осваивается мета­ние в «волшебных» плоскостях «путей-кругов», о которых вы прочитаете в раз­делах сборника и книгах, посвященных технике Шоу Дао. Обучающийся осваи­вает метание: снизу, сверху, сбоку, наотмашь и от груди вперед; между ног, снизу от ноги одноименной и разноименной бросающей руке, от бока одного и другого, через плечо одноименное и разноименное с прогибом назад; сверху, снизу в горизонтальной плоскости, пересекая линию туловища или не пересекая ее, в бок и т.д. Эта группа называется «догоняя птицу в полете», и ее броски ис­пользуются на самые разные расстояния.

Отработка бросков всегда начинается с левой руки для правшей и с правой — для левшей. На первых порах 2/3 всех бросков выполняются более слабой рукой. В дальнейшем, по мере роста мастерства, разрыв в количестве повторений уменьшается до соотношения 3/5.

Камни первоначально бросают с расстояния 3-5 метров до цели в полную силу не более 5-6 раз подряд одним способом и по одной траектории. Однако об­щее количество бросков в день следует постепенно довести до 500. Лучше всего выполнять серии бросков чередующимися способами, доводя количество бро­сков до 100 за один подход. Между подходами должно пооходить не менее полу­часа. Занятия проводятся через день. Ноги во время упражнений должны быть полусогнуты таким образом, чтобы исполнитель стал ниже самого себя на го­лову. Тело — раскрепощено и напрягается лишь по мере необходимости. Поло­жение ног относительно цели все время меняется, чтобы не возникла вредная привычка попадать лишь при определенном их положении. Лучше всего непре­рывно двигаться, делать уклоны, повороты и приседания, приучая организм к нагрузке реального боя, и на этом фоне совершать броски.

С самого начала старайтесь бросать камни в полную силу. Во избежание травм локтей и растяжения мышц от непривычной нагрузки на первых порах ре­комендуется использовать мелкие камни, разминать и массировать мышцы и су­ставы, а после долгого перерыва в упражнениях обязательно снижать нагрузку.

При переходе на более тяжелые камни, увеличении числа бросков и расстоя­ния до цели в период первичной адаптации к новой нагрузке (около 9 трениро­вок) рекомендуется бинтовать локтевой, а в некоторых случаях и плечевой су­став эластичным бинтом. Сняв его, в конце тренировки надо сделать по 50 бро­сков каждой рукой камнями меньшей величины с более близкого расстояния. При увеличении расстояния до 20 метров и более период адаптации при мета­нии камней средней величины возрастает в 3-4 раза. После 18 первых тренировок в первую четверть каждого последующего занятия навеем протяжении оставше­гося адаптационного периода суставы не бинтуют.

Каждая 3-я тренировка должна быть посвящена имитации боя с использова­нием нескольких мишеней вокруг, в том числе и движущихся на разном расстоя­нии от вас. По мере приобретения навыков желательно проводить «бой с тенью» с применением приемов рукопашного боя и метания камней. Одним из секретов мастерства метания различных предметов и снарядов в Шоу Дао является упраж­нение-навык, носящее название «цепкая рука из воздуха». Составными частями этого навыка, объединенными в одно неразрывное целое, являются:

1. «Осознание цели» — специфическое ощущение, при котором поддержива­ется постоянная концентрация внимания на том участке цели, который необхо­димо поразить. Для концентрации внимания не обязательно смотреть на цель, главное ее чувствовать, а следовательно — точно знать, где она находится.

2. «Освобождение руки». Рука сама должна выбрать силу и траекторию дви­жения в рамках того способа метания, который определен сознанием. Этот про­цесс глубоко интуитивен и осуществляется автоматически — метающий как бы забывает о руке, сосредоточившись на цели. Навык «освобождения руки от мысли» формируется после 5 тысяч попаданий в цель определенным способом и с определенного расстояния, естественно, при соблюдении всех условий упраж­нения.

3. «Волшебный выдох». Медитативный процесс, в результате которого ме­таемый предмет приобретает воображаемый пульс. Пульс также распространя­ется в направлении воображаемого выдоха в руку в момент совершения дей­ствия. Воображаемый, но четко ощущаемый выдох должен «подхватить» ка­мень и принести его к цели. (О подобных процессах более подробно написано в статьях сборника о медитации[18]).

Параллельно с метанием камней необходимо практиковать метание удли­ненных, продолговатых и длинномерных предметов способами «длинной руки», не допуская оборота метаемого снаряда вокруг своей оси. О других же способах, а также о лечении травм мышц и суставов, иногда возникающих при метании, мы поговорим с желающими в приложениях к сборнику «Боевое искус­ство планеты», а также на его страницах.

Не правда ли, богатыл исходный материал для творчества. Взяв его за ос­нову, мы разработали уже несколько комплексов приемов метания и подготови­тельных упражнений для совершенствования навыков метания, предназначен­ных не только для разных целей и разных подразделений армии и правоохрани­тельных органов, но и для разного уровня подготовки бойцов УНИБОС. При этом практически в равной степени пригодилась как техника аджимушкайцев, так и способы метания, применявшиеся в Шоу Дао.

При создании УНИБОС использовался и богатейший опыт русского кулач­ного боя и различных национальных видов борьбы народов нашей страны, в том числе и малоизвестных. В основу же УНИБОС был положен самый ценный, на наш взгляд, опыт — опыт боевого самбо и его спортивного варианта.

Думаю, большинство читателей смутно представляют себе, что же такое боевое самбо. Попробуем дать небольшую справку.

Самбо — вид борьбы в одежде, созданный в нашей стране. Название образо­вано из первых трех букв слова «самозащита» и начальных букв слов «без ору­жия». Считается, что приемы самозащиты и нападения в нашей стране впервые стали изучаться в 1920 году.

Изучая и обобщая различные системы боя и национальные виды борьбы, це­лый ряд энтузиастов (Спиридонов В.А., Ощепков B.C., Галковский Н.М., Хар- лампиев А.А., Чумаков Е.М. и др.) создали систему самозащиты, которая впо­следствии стала называться самбо. Ее приемы изучали в армии, милиции, раз­ведке и использовали в рукопашном бою.

Официальным днем рождения борьбы вольного стиля, так самбо называ­лось раньше, является 16 ноября 1938 года, когда в комплекс норм ГТО II сту­пени, как зачетную норму, включили комплекс самозащиты и спортивную борьбу. Что такое спортивное самбо, ни для кого не секрет.

В приемы же боевого раздела входят:

— упражнения специальные и подготовительные;

—       задержание, связывание, доставление, обыск, снятие часового;

—       проверка документов;

—       удары и специальные приемы;

—       освобождение и ответные приемы на захваты и обхваты;

—       защита от ударов невооруженного и ответные приемы;

—       защита от нападения вооруженного и ответные приемы;

—       помощь и взаимопомощь;

—       приемы против попыток обезоружить;

—       броски, удержания и болевые приемы и т. д.

Считается, что основу боевого раздела составляют рычаги, узлы и дожимы. Остальные приемы — лишь обрамление для них.

Рычаги — это действия, связанные с перегибанием или скручиванием ко­нечностей в суставах в сторону, противоположную естественному сгибу.

Узлы — это действия, связанные с чрезмерным скручиванием и поворотом конечностей в суставах.

Дожимы — это действия по чрезмерному сгибанию конечностей в сторону естественного сгиба.

Большинство приемов комбинирует эти действия, атакуя несколько суста­вов одновременно.

Например, прием «рычаг руки внутрь» использует рычаг локтя, плеча и до- жим кисти. (Примеры различных приемов — на рис. 177 — 203.) В приемах боевого самбо гармонично слились бокс, фехтование и борьба.