Портал боевых искуств

Трость — Весьма Популярное Оружие Современ&Shy;Ных Боевых Искусств

Трость — весьма популярное оружие современ­ных боевых искусств. Французский сават, американское кен- по-каратэ, филиппинские арнис и пананандата, корейские куксульвон, хапкидо и хварандо — лишь немногие их тех, что включили трость в свой арсенал.

Высокая популярность трости в наши дни объясняется тем, что обладание ею, с одной стороны, абсолютно закон­но, а с другой — существенно расширяет возможности само­обороны. Исследование, проведенное американской поли­цией, показало, что одно только наличие трости в руке идущего по улице человека почти в два раза снижает вероят­ность нападения на него. Хулиганы и грабители опасаются иметь дело с человеком, вооруженным палкой. Базовую тех­нику работы тростью можно освоить в короткий срок, а дли­на этого предмета позволяет удерживать на безопасном для себя расстоянии одного или нескольких нападающих с ко­ротким оружием (ножами, кастетами, бутылками).

Существуют два основных направления в работе трос­тью — европейское и азиатское. Для европейского направ­ления наиболее характерна трость в виде прямой палки без рукоятки, либо с набалдашником. Такой тростью работают как шпагой, держа ее возле одного конца и нанося другим концом колющие и рубящие удары. Среди азиатских школ боя тростью особняком стоят филиппинские школы, так как в основе их техники лежат не восточные традиции, а евро­пейские. Филиппины примерно 400 лет были колонией Ис­пании, вследствие чего испанская школа фехтования шпа­гой оказала решающее влияние на туземную манеру сражаться палками.

Амантэ Маринас, глава филиппинской школы пананан- дата, рекомендует применять трость в первую очередь для ру­бящих ударов по кистям, предплечьям и коленям противни­ка. Поразить их значительно легче, чем голову или корпус (особенно, если противник сам тянет к вам руки), а человек с перебитой рукой не может ни ударить, ни схватить, чело­век с разбитым коленом не в состоянии гнаться. Если же этого окажется недостаточным, имеет смысл пару раз ткнуть на­падающего в солнечное сплетение или в горло. Аналогичных взглядов придерживается Реми Пресас, глава филиппинской школы арнис модерно.

В прошлом, особенно в XIX веке, трость в странах Евро­пы и Америки являлась неизменным спутником чуть ли не каждого мужчины из высших и средних классов. Очень мно­гие среди них специально брали уроки владения тростью как оружием. Наставниками были, в основном, учителя фехто­вания, что и определяло набор приемов. Сами трости в те времена приспосабливали для самообороны: набалдашник делали из металла либо слоновой кости, противоположный конец оковывали железом или заостряли, внутри палки вы­сверливали канал и заливали его свинцом, а то и всю трость изготавливали из металла. Существовали также трости со спрятанным внутри клинком, но тут уже трость играла роль ножен и после обнажения шпаги или кинжала ее обычно от­брасывали в сторону. Впрочем, сегодня закон во всех стра­нах косо смотрит на такого рода «доработки», справедливо оценивая их как попытки создания холодного оружия.

Во Франции, Италии, Бельгии и США в настоящее вре­мя существует такой прикладной вид спорта, как фехтова­ние тростью, по своей технике похожее на боевое фехтова­ние колюще-рубящей шпагой. Два бойца в защитном снаряжении (маска, нагрудник с фартуком, перчатки на ру­ках, щитки на ногах), вооруженные гладкими деревянными палками длиной 95 см и весом от 125 до 140 грамм, ведут бой в круге диаметром 6 метров. Поединок длится 2 минуты. За это время необходимо нанести друг другу как можно больше колющих и рубящих ударов в любую часть тела. Трость дер­жат прямым хватом, вторая рука заложена за спину или упи­рается в бедро. Из-за того, что бой происходит не на фехто­вальной дорожке, а на круглой площадке, он очень манев­ренный и зрелищный. Своего рода «фирменным знаком» фехтования тростью является сцена, когда один из бойцов, распластавшись в выпаде, пытается подсечь колени против­ника, а тот уходит от удара, подпрыгнув высоко вверх и в по­лете атакует голову соперника.

Традиционная азиатская техника работы тростью значи­тельно сложнее и разнообразнее европейской. Кроме прямо­го хвата, там широко используют обратный, а также хват дву­мя руками. Помимо рубящих ударов и тычков трость применяют как рычаг для проведения бросков, болевых при­емов и удушений. Да и сама трость на Востоке более попу­лярна не прямая, а в виде клюки, с дугообразной рукоятью. Такой рукоятью-крюком можно зацепить ногу, шею или пле­чо противника, и потом рывком вывести его из равновесия, подтащить навстречу удару свободной рукой либо ногой, или же задушить. Кроме того, дугообразную рукоять можно про­ворачивать в ладони, что позволяет раскручивать трость слов­но пропеллер. Однако подобной техникой во всей ее полно­те владеют только мастера. Остальные, как правило, довольствуются значительно более скромным набором при­емов.

На последующих страницах даны основы техники рабо­ты тростью по филиппинской школе «арнис модерно» мас­тера Реми Пресаса.