Портал боевых искуств

Важнейшая Задача Любого Предводителя Вои&Shy;Нов — Поддержание Дисциплины

Важнейшая задача любого предводителя вои­нов — поддержание дисциплины. Это было особен­но важно для Японии, где важную общественную роль играло воинское сословие самураев. Они вос­питывались в традициях конфуцианства, и внутри правящего класса существовали строгие правила поведения. Любое отступление от них считалось се­рьезным проступком, ведь каждый воин из свиты феодала считался его представителем. Нарушение этикета могло привести к дуэли, смерти и даже к войне между группировками.

Тесная связь между этикетом и поведением масте­ра боевых искусств в наше время понимается не со­всем правильно. Большинство занимающихся Будо считают, что понятие рэйсики (этикет) не распростра­няется дальше поклонов перед началом тренировки и обращения «сэнсэй» к учителю. Ограниченное пони­мание не позволяет увидеть тесной связи между эти­кетом и кодексом самурая. Само слово «бусидо» ассо­циируется с подвигами великих воинов на службе своим господам. В голодные времена самурай мог не есть неделями, потому что пища была нужна хозяину для других целей. Самурай мог пройти ночью десят­ки километров, чтобы передать важное сообщение. В одном известном рассказе тех времен говорится о вои­не, сразившемся в рыцарском турнире в честь своего господина только для того, чтобы быть убитым.

Конечно, цель воина состоит не в том, чтобы про­сто умереть. Его задача — внести свой вклад в побе­ду. При этом все надо делать очень правильно: ошибка в бою — это смерть. Требуется постоянная бдительность, ведь любое проявление страха или преследование своих собственных целей ведет к кра­ху. На поле битвы Бусидо требует безошибочных действий, независимых от чувств. Успеха в бою до­биваются только те, кто могут сосредоточиться на конкретной задаче.

Боевые действия ведутся обычно не слишком дол­го. Как же удается предводителю поддерживать дис­циплину среди людей в другое время? Конечно, про­водятся учения и всевозможные военные занятия, но самое главное — воспитание правильного отноше­ния воина к делу.

Бусидо для самурая — это не только правила пове­дения в бою. В этом кодексе расписаны все 24 часа в сутках — ведь и в мирное время нельзя было уронить честь своего клана. Это и было проявлением рэйсики в повседневной жизни. Следовало поступать по пра­вилам этикета, не обращая внимания на чувства. Такое поведение день за днем развивало способность осознавать правильность поступков и вырабатывало стремление их совершать. Поистине, вот лучшее оп­ределение совершенствования характера в процессе занятия боевыми искусствами: развитие ощущения правильности поступка и желания его совершить. Сейчас мы живем в относительно мирном обществе, боевые действия отсутствуют, и в этих условиях наиболее важное значение приобрел мирный аспект Будо — рэйсики.

Самое наглядное проявление этикета в додзё — рэй, поклон. Есть и множество других:

Все это в целом составляет единую картину, и к этому надо стремиться, но быстрый прогресс досту­пен не каждому. Для безопасности наиболее важно, чтобы ученики вели себя правильно, что является очень хорошим примером для подражания. Основу (за исключением хороших манер, что нужно везде) составляют поклон и правильное обращение с ме­чом.

ЭТИКЕТ И КОДЕКС САМУРАЯ

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА

поклоны

Все занятия традиционными боевыми искусст­вами начинаются и заканчиваются поклонами (рэй). Это знак уважения традиций и проявление почтения к великим учителям. Поклон другому человеку не означает преклонения, как считают некоторые не вполне образованные ученики. Наоборот, поклон по­казывает, что обе стороны согласны оставить в сто­роне разногласия ради совместных занятий. Рэй так­же служит для обозначения начала и конца трени­ровки. Нетрудно представить себе самые ужасные последствия, если какой-нибудь ученик вдруг просто выхватит меч и начнет выполнять упражнения, ни­кого об этом не предупредив!..

В Эйсин-Рю Иайдо есть три основных вида поклона:

• поклон стоя (камидза) в сторону сёмэн («крас­ный уголок» комнаты, где хранятся предметы и картины боевого искусства);

•    поклон сидя учителю или другому ученику;

•    поклон сидя мечу.

Во всех поклонах меч временно переводится из боевой позиции в позицию безопасную, чтобы проде­монстрировать отсутствие агрессивных намерений. Для правильного понимания стратегии меча необхо­димо знать, когда он в боевой позиции, а когда — нет. Если ножны в левой руке и рукоять меча дос­тупна для правой, он может быть легко извлечен из ножен и пущен в дело. Такая позиция считается аг­рессивной или, по крайней мере, на изготовку (обычно все фехтовальщики — правши). Когда меч находится в такой позиции, из которой извлечение его затруднено (например, ножны в правой руке), то считается, что он не агрессивен. Именно такая пози­ция используется в большинстве поклонов.

Меч на подставку кладут тоже рукояткой влево-. Отсюда возникает один из способов выяснить, стоит ли посещать некую школу боевых искусств или нет: надо проверить положение мечей. Если при покло­нах рукоятки смотрят вправо, руководитель школы не обладает хорошими знаниями об искусстве фехто­вания.

При поклонах стоя держат меч с ножнами в ле­вой руке. Затем из этой позиции агрессии переводят меч на правую сторону тела, повернув рукоятку вправо и взяв ножны в правую руку. В конце дви­жения рукоятка смотрит назад и совершенно недо­сягаема. Поклон выполняется с мечом в этой пози­ции, и только после его завершения оружие снова берут в левую руку.

Поклон сидя выполняется перед другим учеником или учителем. Меч снова берут из левой руки в пра­вую. На этот раз он находится у правого бока, руко­ятка направлена вперед. Она находится перед пра­вой рукой, и извлечение меча затруднено. После за­вершения поклона оружие обычно переводят в пози­цию для торэй (поклон мечу), минуя позицию агрессии — готовности.

Во время торэй меч помещается прямо перед уче­ником рукояткой влево — такая позиция не агрес­сивна. Для правильного выполнения поклона нуж­но, чтобы омотэ («лицо» меча) было направлено вниз. Хотя обе стороны лезвия как будто идентич­ны, однако смотрящая влево сторона при двуручном захвате (или обращенная к куригата при вводе в ножны) считается передней — именно эта сторона видна, когда меч лежит на подставке. Во время по­клона омотэ направлено вниз, режущий край обра­щен к ученику — так нет опасности оскорбить кого- нибудь, случайно направив в его сторону лезвие. Тщательное соблюдение этих моментов хорошо раз­вивает чувство лезвия, необходимое для Иайдока.

На примере поклона легко увидеть влияние ис­кусства меча и на другие боевые искусства. Наблю­дая поклоны мастеров Айкидо и Каратэ, можно за­метить, что левая рука опускается раньше правой. Так делали в древности мастера меча, чтобы дер­жать правую руку наготове на случай опасности. Со­храняя древнюю традицию, учителя поддерживают готовность к бою при выполнении поклона, воспиты­вая в учениках бдительность.

При правильном выполнении ученик расслаблен, но проявляет бдительность и почтение. Обращение с мечом — опасное дело, поэтому при поклоне надо ос­тавить в стороне все другие мысли. Кланяясь камид- за и учителю, помните о взаимосвязи традиций и методов обучения. Выполнив поклон, поднимайтесь только после учителя и старших учеников, прояв­ляя тем самым уважение к их мастерству. Старай­тесь всегда ощущать, что происходит вокруг вас, это очень важно для мастера меча!