Портал боевых искуств

  • .

Война Это Путь Обмана (Уцзин)

Война — это путь обмана (У-цзин)

Предположительно, история ниндзютсу, как оформленного кланового искусства шпионажа и диверсий, насчитывает уже около полутора тысяч лет.

Ниндзютсу в дословном переводе означает искусство терпеливых. Это система подготовки универсальных лазутчиков-диверсантов, профессионалов, обученных выживанию во вражеском окружении. Ставка делалась на многолетнюю психо-физическую подготовку и использование нетрадиционных приспособлений и оружия, а единственным критерием истинности применяемых методов являлась их эффективность.

Современные представления о ниндзютсу сформировались во многом благодаря деятельности Масааки Хацуми — патриарха клана ниндзютсу Тогакурэ-рю, который потратил большую часть жизни на пропаганду и популяризацию идей’ ниндзютсу. Сейчас мы имеем довольно подробную информацию о структуре, методах тренировки и деятельности этого клана, а также других тайных кланов ниндзютсу, таких как: Гекко-рю, Ига-рю, Кога-рю, Котто-рю и других. Нужно, однако, признать, что в наших представлениях об этом секретном средневековом искусстве все же имеются значительные пробелы, хотя количество информации о нем и возрастает.

В основе обучения всех школ ниндзютсу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.

Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытое передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром, посредством покорения 5-ти основных стихий — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла. Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название Тон дзю- цу — исчезновение путем подражания. В реальном тренинге термин подражание трактовался широко, и определял собой умение использовать особенности,окружения, а класс объектов подражания был значительно шире исходных 5 стихий и включал в себя, в частности, людей и животных. Воин, прошедший обучение в Тон дзюцу, умел незаметно проникнуть во вражеский лагерь, собрать сведения и также незаметно скрыться, успешно преодолев все препятствия на своем пути. Однако, если в ходе выполнения операции дело доходило до открытого столкновения с противником, то результат этого столкновения уже зависел от овладения ниндзя вторым блоком навыков — искусством борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела: Тай-дзюцу — искусство владения телом и Бу-дзюцу — работа с оружием. Эти разделы, в свою очередь, делятся на множество подразделов, состав и сочетание которых меняется в зависимости от школы и предпочитаемого в ней оружия.

Третий блок умений посвящен мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых трансформированных состояний сознания, достигаемых за счет специального психотренинга.

Именно этот раздел отделяет технические навыки и тренированность от истинного, тайного ниндзютсу. За счет специальных приемов медитации, сосредоточения сознания на определенных символах и применения воинской магии в виде заклинаний и символического сплетения пальцев ниндзя удалось значительно расширить человеческие возможности и выполнять то, что постороннему наблюдателю казалось чудесным. Большая часть знаний этого раздела до сих пор скрыта от посторонних и трудно сказать как далеко продвинулись воины-тени в своих достижениях. Известные сейчас методы психотренинга в отдельных случаях приводят к сверхестест- венным результатам, однако косвенные данные говорят о том, что и это не предел. Перечисленные три блока не исчерпывают всего многообразия знаний и умений средневековых шпионов, однако составляют его основу. Исторически сложилось более 30 разделов ниндзютсу, соответствующих перечисленным блокам, причем каждая школа имела свои особенности в рамках более-менее общей структуры. Предлагаемая статья охватывает базовые навыки ниндзютсу и содержит практические рекомендации и упражнения для их овладения.Являясь практическим пособием, статья содержит, в первую очередь, те разделы древнего искусства, которые направлены на развитие личности и могут представлять интерес в качестве пособия по выживанию и адаптации в современном мире.

Ниндзютсу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию и, тем самым, вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чем нарушается гармония и уметь минимизировать нежелательные последствия.

Опытный лазутчик умеет вовремя распознать опасность, и это первое условие безопасности. Не существует опасности, наступающей совершенно неожиданно, каждое явление имеет предследы, по которым его можно обнаружить вовремя, успеть распознать и подготовиться к встрече.

Второе условие безопасности — гармоничное взаимодействие с окружающим миром и умелое использование его особенностей. Нет опасностей абсолютных, есть опасности относительные. От дождя можно укрыться под крышей, от солнца — в тени, от холода — у огня. Человек — лишь малая частичка окружающего мира, он не может своими силами противостоять враждебным факторам, но всегда может найти точку опоры, положительную силу — союзника, которая облегчит ему оборону, поможет скрыть важное за неважным и сделает его менее уязвимым или, иначе говоря, неразличимым для опасности. Поясним сказанное на примере охоты хищника за жертвой. Охота — действие очевидное и для хищника, и для жертвы, и для обоих одинаково опасное. Если хищник не поймает добычи, то рискует умереть с голоду, жертва же рискует быть убитой в ходе самой охоты.

У жертвы есть все возможности заранее обнаружить присутствие хищника — полапаху, звуку шагов и другому шуму, по оставляемым на земле следам. С другой стороны хищник стремится подойти из-под ветра, крадется мягко и бесшумно, имеет защитную окраску. Развитие событий целиком зависит от того, кто искуснее использует природное окружение, гармоничнее взаимодействует с ним. В силу своих особенностей предлагаемая статья построена по ситуативному принципу, основой деления служит одна из следующих стихий: Земля (До-тон-дзюцу), Вода (Суй-тон-дзюцу), Дерево (Монутон-дзюцу), Огонь (Хотон-дзюцу) и Металл (Кинтон- дзюцу). Некоторые разделы оказываются взаимосвязанными между собой и сгруппированы вместе.