Портал боевых искуств

  • .

Занимаясь Иайдо В Течение Нескольких Лет Уче&Shy;Ник Приобретает Более Глубокое Понимание Движе&Shy;Ний Составляющих Основу Базовой Техники

Занимаясь Иайдо в течение нескольких лет, уче­ник приобретает более глубокое понимание движе­ний, составляющих основу базовой техники. Про­должительность этого периода (от двух до пяти лет) определяется многими факторами:

• частотой тренировок;

•    увлеченностью занятиями;

•    чувством координации;

•     предыдущим опытом в боевых искусствах;

•    качеством обучения.

По мере освоения базовой техники приходит плав­ность движений. Это означает, что, выполняя комби­нацию приемов, ученик больше не думает о том, ка­кое движение будет следующим. Он сосредоточен на правильности формы, ритме, силе движений.

Есть несколько моментов, на которых должны со­средоточиться ученики среднего уровня. Один из них — устранение лишних движений — как меча, так и тела. Иайдо — это искусство, оно предназначе­но для совершенствования характера ученика. Из­бавление от недостатков в обращении с мечом тесно связано с улучшением характера. Именно этому уче­ник и должен уделить основное внимание.

СРЕДНЕГО И ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Лишние движения возникают при выполнении удара. С одной стороны, держа занесенный над голо­вой меч, ученик приподнимает его еще больше перед нанесением удара. Это неприемлемо и стратегически, и эстетически. Со стратегической точки зрения такое движение вызывает задержку на выполнение допол­нительного подъема и дает противнику понять о на­мерениях ученика, а значит, ослабляет его. С эстети­ческой точки зрения любое отклонение от идеала де­лает движения менее красивыми, а реальный удар красив, ибо быстр и силен: меч как будто появляется ниоткуда. Следует избегать малейших признаков на­меренного усилия в исполнении удара.

С другой стороны, недостатки проявляются в конце удара. Во-первых, в конце удара начинающий Иайдока часто наклоняется вперед. Во-вторых, чтобы погасить кинетическую энергию удара, начинающие ученики по­зволяют мечу дрожать или дергаться в точке окончания режущего движения. Эти недостатки должны быть уст­ранены. Единственный путь к устранению — напря- женная работа на тренировках. Тренируясь, ученик должен полностью сконцентрироваться на всех четырех моментах кириороси, о которых было сказано выше.

Другой момент — угол наклона лезвия, касается Иайдо как вида боевого искусства. Чтобы меч хорошо рассекал плоть, угол наклона лезвия должен совпадать с углом, под которым наносится удар. Другими слова­ми, при прямом ударе лезвие надо держать строго пря­мо; при наклонном ударе угол наклона лезвия должен соответствовать углу наклона меча при движении в пространстве. Если углы различны, то в реальном уда­ре при контакте с настоящей плотью меч повернется или сломается. А поскольку большинство учеников, занимаясь Иайдо, не отрабатывают удары на реальных предметах, этот недостаток широко распространен. Чтобы от него избавиться, на тренировках ученику следует сконцентрироваться на сохранении правильно­го угла лезвия. Поначалу нужно медленно выполнять режущий удар, внимательно следя за правильностью угла наклона лезвия, а при отклонении обеспечивать соответствие угла наклона лезвия траектории движе­ния меча. Много хороших мечей для занятий Иайдо при движении издают характерный свист. Звук тем громче, чем ближе угол наклона лезвия к оптимально­му. Это прекрасный индикатор правильности наклона.

Другие типичные особенности, за исключением по­зиции стоя и правильных углов всех частей тела, зак­лючены в скорости выполнения движений. В Иайдо есть два основных типа движений. В одном движения начинаются медленно, скорость их постепенно нарас­тает и достигает максимума в конце движения. Тако­вы все движения, связанные с извлечением меча.

В другом типе движения начинаются медленно и постепенно замедляются еще больше. Именно так сле­дует опускаться на одно колено, вкладывать меч в ножны и выполнять некоторые другие движения. В движениях с ускорением скорость нарастает постепен­но на всем пути от начала до конца. В конце происхо­дит остановка без малейшего признака напряжения.

В движениях с замедлением скорость снижается плавно. Ученик должен демонстрировать хорошую технику дзансин, которая подробно описана в следую­щем разделе.

Надо всегда помнить, что в Будо отражается харак­тер ученика. Тот, кто желает преуспеть в Иайдо, дол­жен полностью посвятить себя занятиям, отложив в сторону мысли о быстром продвижении и освоении ве­ликого множества приемов. Заниматься надо ради са­мих занятий — потому что они вам нравятся. Это мо­жет показаться очень неожиданным для тех, кто не привык напряженно работать ради успеха. Но таково Иайдо — искусство утонченное и скрупулезно точное. Единственный способ достичь мастерства — упорно тренироваться в течение долгого времени, тщательно изучать приемы, чтобы понять их назначение и наи­лучший способ выполнения, познавать себя для посте­пенного устранения негативных побуждений для заня­тий боевым искусством, заменять их любовью к искус­ству, желанием совершенствоваться, уважать учителей и мастеров прошлого.

позиция сидя